МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Утверждено приказом директора № 129 от «31» августа 2021 г. Абсолютная грамотность рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10-11 класса (приложение к основной образовательной программе среднего общего образования) Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Радаева С.А. Учебный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и поддерживает программный материал по русскому языку по программе Гусаровой (Русский язык : 10-11 классы : базовый и профильный уровень : рабочая программа для общеобразовательных учреждений / И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2016.). Рабочая программа составлена на основе примерной программы по русскому языку, демонстрационного варианта ЕГЭ-2021; рабочей программы для общеобразовательных учреждений / И.В. Гусарова. - М. : Вентана-Граф, 2016. Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический и практический материал, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Программа предназначена для учащихся 10-11-х классов и рассчитана на 102 часа (1 час в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе). Учебники, которые используются при ведении курса: Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2016. Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень/И.В. Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2016. 1. Планируемые результаты В результате изучения курса «Абсолютная грамотность» ученик должен знать/понимать: основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; извлекать необходимую информацию из различных источников; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения. анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка. соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты. Ученики должны иметь представление - о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку; знать - сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету; - содержание заданий ЕГЭ; уметь - применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста; 2. Содержание курса 10 класс (34 ч.) № п/п 1 Тема Элементы содержания Модуль № 1. Морфология как раздел грамматики Принципы классификации слов по частям речи 2-3 Орфография. Правописание не со словами разных частей речи. Синтаксис и пунктуация. 4 Основные качества хорошей речи 5 Работа с текстом 6 7 Практикум Модуль № 2. Служебные части речи 8-9 Правописание предлогов, союзов, частиц Модуль № 3. Имя существительное. Общие правила правописания НЕ со словами разных частей речи Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом и Культура речи, правильность речи, речевое мастерство Выразительные средства языка лингвистический анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; Алгоритм работы над сочинением Разряды предлогов и союзов по происхождению, разряды частиц по значению Вводные конструкции. Правописание предлогов, союзов, частиц. 10 1112 13 Языковые нормы 14 Модуль№ 4. Имя прилагательное 15 Текст как продукт речевой деятельности. Итоговый контроль Лексико-грамматические разряды имен существительных. Лексико-грамматические категории имен существительных. Словообразование имен существительных. Правописание окончаний и суффиксов имен существительных. Синтаксическая функция имен существительных. Однородные члены предложения Орфоэпические, лексические, грамматические нормы Проверка, оценка и коррекция знаний. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. особенности склонения прилагательных. Словообразование имен прилагательных Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, 17 Функционально-смысловые типы речи (текстов). Комплексный анализ текста 18 Модуль № 5 Имя числительное 1920 21 Практикум 16 Модуль № 6. Местоимение 22 23 24 25 26 27 Сложное предложение. Модуль№7 Глагол как часть речи. Особенности употребления форм глаголов. Модуль№ 8 Причастие. Особенности употребления Форм причастий и причастных оборотов. Модуль № 9 Деепричастие и наречие. основная мысль, абзац, завершённость, связность). Способы и средства связи предложений в тексте. Описание, повествование , рассуждение Содержание, структура, стилевые особенности текста, эффективность достижения поставленных коммуникативных задач и использование изобразительно — выразительных средств языка Разряды имен числительных по составу, по значению. Переход имен числительных в разряд слов других частей речи. Грамматические отличия количественных и порядковых числительных. Особенности склонения и правописания количественных и порядковых числительных. Синтаксические функции имен числительных. Особенности употребления форм имен числительных. Разряды местоимений по значению. Особенности склонения местоимений. Переход слов других частей речи в разряд местоимений. Словообразование местоимений. Правописание отрицательных и неопределенных местоимений. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССп, СПП, БСП Инфинитив глагола. Основы глагола. Категория вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. Правописание глаголов. Синтаксическая функция глаголов. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием глаголов. Комплексное применение знаний. Причастие как особая форма глагола. Правописание действительных и страдательных причастий. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид деепричастий . Разряды наречий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование деепричастий. 28 Дефисное, слитное, раздельное написание наречий. Изучение и первичное закрепление новых знаний. 29 Особенности употребления деепричастий и наречий. Переход деепричастий и наречий в разряд других частей речи. 3031 32 33 34 Комплексный анализ текста. Составление рабочих материалов и их анализ. Итоговый контроль Закрепление полученных знаний. 11 класс № п/п. 1-2 3-10 1112 1314 1518 1922 2326 2730 3135 3639 4043 4447 4851 5255 56 57 58 59 60 Название темы и содержание Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. Сочинение по одному из направлений. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. Лексические выразительные средства. Фразеология. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы. Пунктуация. Пунктуационные нормы. РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. РР. Текст. Стили и типы речи. РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). РР. Выявление и формулировка авторской позиции. 61 62 6364 65 66 6768 РР. Способы обоснования собственного мнения. РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. РР. Практикум по написанию сочинения. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. Диагностическая работа в формате ЕГЭ. 3. Тематическое планирование № п/п. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. № п/п. 1. 2. 3. 4. 10 класс Название темы. Морфология как раздел грамматики Служебные части речи Имя существительное. Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол как часть речи. Причастие. Деепричастие и наречие. Комплексный анализ текста. Итоговый контроль Итого 11 класс Название темы. Введение Подготовка к итоговому сочинению Подготовка к заданиям 1-26 Подготовка к сочинению (Задание 27) Комплексная подготовка к ЕГЭ. Итого Количество часов. 6 3 4 4 3 2 2 2 3 2 2 34 Количество часов. 2 12 41 9 4 68