Дополнительная общеразвивающая программа патриотической направленности «Школьный музей»
Кружок
«Школьный музей» является курсом истории родного края. В нем в комплексе
изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая,
духовная. Через краеведческий материал учащиеся знакомятся с развитием
производительных сил края, культурой, военной историей, деятельностью местных
органов власти. Познание истории родного края, его традиций имеет исключительно
важное значение в формировании личности, гражданственности является основой для
нравственного воспитания. Краеведение позволяет учащимся использовать материал
из их непосредственного жизненного опыта, что обеспечивает наилучшую основу для
применения активных методов обучения и воспитания.
«Школьный
музей» рассчитан на учащихся 5 – 11 классов, проявляющих интерес к историческому
знанию, прошлому и настоящему своего края. Здесь происходит знакомство с
историей родного края, процессом формирования малой родины. Программа курса
рассчитана на учащихся 5 – 11 классов,
когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с
сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется
кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей
маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого
материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор
профессии.
Важнейшая особенность краеведения как
учебного предмета - придание особой роли наглядности:
·
в изучении
предмета в аудиторных условиях - интенсивное использование аудио- и визуальных
материалов, СМИ, мультимедийных технологий;
·
вовлечение в
практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с
различными источниками информации, справочной литературой;
·
проведение
ученических исследований;
·
экскурсии и
туристические походы.
1. Формирование у школьников целостного представления об историческом прошлом
региона в границах: Ленинградская область в контексте мировой и
общенациональной (общероссийской) истории; подведение учащихся к
самостоятельным оценочным выводам о культурно-историческом вкладе родного края
и села в общероссийскую культуру, о
современном состоянии родного края и перспективах его развития.
2. Воспитание
ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные
ценности с этнорегиональными, общенациональными и общечеловеческими; способной
к разностороннему самоопределению и самореализации на основе идей гуманизма,
уважения прав человека, гражданственности, патриотизма и толерантного отношения
к истории и культуре народов, населяющих Ленинградскую область.
3. Развитие познавательных
интересов, творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.
Главная задача курса «Школьный музей» - воспитание гражданина России, патриота малой
родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы,
истории и культуры) и осознание учащимися причастности ко всем процессам,
происходящим в родном крае, формирование активной жизненной позиции.
1.
Формирование
образа территории на основе комплексного подхода и показа взаимодействия
природы, населения и хозяйства; объяснение её особенностей с учётом принципа
историзма и в сравнении с другими регионами.
2.
Формирование представлений
о различных сторонах жизни своего края и населения; ознакомление с историей и
современной культурой своего края.
3.
Развитие
познавательного интереса к изучению истории родного края.
4.
Вооружение
школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной
работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и
др.), развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской
деятельности школьников.
5.
Изучение
профессионального выбора семьи, поиск семейных трудовых династий.
1.
Развитие
гражданских качеств, патриотизма, формирование личностно-ценностного отношения
к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к нему.
2.
Формирование
толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности региона.
3.
Укрепление
семейных связей: заинтересованность
содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории
и культуры края через рассказы родителей, бабушек и дедушек, других
родственников; изучение жизни края в семье через беседы; совместное чтение
литературы, книг местных писателей; семейные экскурсии; общая работа детей и
родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и
культуры.
4.
Формирование
интереса и бережного отношения к культурным и историческим памятникам.
5.
Формирование
нравственно–эстетического мировоззрения через знакомство с культурой и
искусством родного края.
6.
Формирование
творческой активности личности, культуры общения в социуме.
Развивающие задачи:
1.
Развитие
личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности.
2.
Развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае.
3.
Развитие у
школьников стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению,
сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
4.
Формирование
способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и
тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
5.
Развитие навыков
работы с различными источниками информации.
6.
Знакомство и
развитие навыков самостоятельной и групповой исследовательской работы.
7.
Приобретение
навыков работы экскурсовода, корреспондента, архивного работника,
дизайнера-оформителя.
8.
Адаптация к
реальной деятельности, к местной социально-экономической ситуации; начальная
профориентация.