РП русский язык 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено
приказом директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Русский язык
рабочая программа
для 10-11 класса
(приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования)

Авторы-составители:
учителя русского языка
и литературы
Маймистова С.Н.
Радаева С.А.

Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, авторской программы Гусаровой И. В. Русский язык: 10-11 классы. - М.:
Вентана-Граф, 2013 и реализована в учебниках:
Гусарова И. В. Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016
Гусарова И. В. Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом.
На основании учебного плана школы предмет «Русский язык» в 10-11 классах
преподаётся на базовом уровне и составляет по 1ч асу в неделю в каждом классе.
(Количество часов по авторской программе составляет 3 часа в неделю.)
В рабочую программу 10 класса внесены следующие изменения:
Раздел программы
Количество
часов
по Количество
часов
по
авторской программе
данной рабочей программе
Введение в курс русского
1
0
языка 10 класса.
Модуль № 1. Общие сведения
4
1
о языке.
Модуль № 2. Речь как процесс
7
2
коммуникативной
деятельности.
Модуль № 3. Орфография.
2
1
Модуль № 4. Синтаксис и
7
2
пунктуация.
Модуль № 5. Становление и
3
1
развитие русского языка.
Модуль № 6. Текст как
2
1
результат речевой
деятельности.
Модуль № 7. Орфография.
2
1
Модуль № 8. Синтаксис и
6
2
пунктуация.
Модуль № 9. Краткая история
2
1
русской письменности и
реформы русского письма.
Модуль № 10. Виды речевой
4
1
деятельности и способы
информационной переработки
текста.
Модуль № 11. Орфография.
2
1 + 1 К.р.
Модуль № 12. Синтаксис и
7
1
пунктуация.
Модуль № 13. Лексика и
11
3
фразеология.
Модуль № 14.
5
1
Функциональные стили речи.

Модуль № 15. Орфография.
Модуль № 16. Синтаксис и
пунктуация.
Модуль № 17. Фонетика.
Модуль № 18. Нормы русского
литературного языка.
Модуль № 19. Орфография.
Модуль № 20. Синтаксис и
пунктуация.
Модуль № 21. Морфемика и
словообразование.
Модуль № 22. Русский речевой
этикет.
Модуль № 23. Орфография.
Модуль № 24. Синтаксис и
пунктуация.
ИТОГО

1
4

1
1

6
3

1 Р.р.
1

3
5

2
1

6

1

1

0

3
6

2
3 + 1 К.р.

103

34

В связи с тем, что в 10 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей
программе предусмотрены следующие изменения:
1. исключено вводное занятие и модуль № 23 русский речевой этикет;
2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь
урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные
уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;
3. дублируемые темы сокращены;
4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая
подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.
Содержание авторской программы не изменено.
В рабочую программу 11 класса внесены следующие изменения:
Раздел программы
Количество
часов
по Количество
часов
по
авторской программе
данной рабочей программе
Введение, вводный контроль.
2
0
Модуль № 25. Общее понятие
1
1
о морфологии
Модуль №26. Орфография
2
1
Модуль №27. Основные
3
1
качества хорошей речи
Модуль №28. Синтаксис и
3
2 (1 + 1р/р)
пунктуация
Модуль № 29. Служебные
3
1
части речи
Модуль №30. Орфография
2
1
Модуль №31. Нормы языка и
2
1
культура речи
Модуль №32. Синтаксис и
4
1
пунктуация
Модуль № 33. Имя
5
1
существительное как часть
речи
Модуль №34. Орфография
1
1

Модуль №35. Нормы языка и
культура речи
Модуль №36. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 37. Имя
прилагательное как часть речи
Модуль №38. Орфография
Модуль №39. Нормы языка и
культура речи
Модуль №40. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 41. Имя
числительное как часть речи
Модуль №42 Орфография
Модуль №43 Нормы языка и
культура речи
Модуль №44. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 45. Местоимение
как часть речи
Модуль №46. Орфография
Модуль №47. Нормы языка и
культура речи
Модуль №48. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 49. Глагол как часть
речи
Модуль №50. Орфография
Модуль №51. Нормы языка и
культура речи
Модуль №52. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 53. Причастие как
особая форма глагола
Модуль № 54. Орфография
Модуль № 55. Нормы языка и
культура речи
Модуль №56. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 57. Деепричастие
как особая форма глагола
Модуль №58. Орфография
Модуль №59. Нормы языка и
культура речи
Модуль №60. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 61. Наречие как
часть речи
Модуль №62. Орфография
Модуль №63. Нормы языка и
культура речи

3

1

4

2 (1 + 1к/р)

3

1

1
2

1

4

1

2

1

1
1

1

4
1

1

1
2

1

4

1

6

1

1
1

1

4

2 (1 + 1р/р)

3

1

2
1

1

4
1

1

1
2

1

3
2

1

2
2

2(1 + 1 к/р)

Модуль №64. Синтаксис и
пунктуация
ИТОГО

6
102

33

В связи с тем, что в 11 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей
программе предусмотрены следующие изменения:
1. исключено вводное занятие;
2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь
урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные
уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;
3. дублируемые темы сокращены;
4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая
подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.
5. некоторые модули объединены в связи с их близкой тематикой.
Содержание авторской программы не изменено.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка в 10-11 классе на базовом уровне учащийся должен
добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной. Нравственной и культурной ценности
народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому
использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения
в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного
и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской,
проектной, коммуникативной и др.;

10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая
внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения
целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность
умений
лингвистического
анализа
текстов
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) владение различными приёмами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической деятельности;
9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения
в
процессе
чтения
и
интерпретации
художественныхпроизведений4

10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста, в том числе новинок современной литературы;
11) умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского
и других народов.
1. Учащиеся должны знать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного
русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
2. Учащиеся должны уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного
текста
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных
задач;
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского
языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
2. Содержание программы курса «Русский язык»
10 класс
Введение в науку о языке.
Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский
язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других
знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка:
коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная),
эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей
славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности.
Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном
русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация
нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая
выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная
(стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки,
вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные
тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система.
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные
единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные
отношения между языковыми единицами.
Фонетика.
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема.
Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно
правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология.
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка;
их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика
русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы
употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.
Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование.
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.
Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные
способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства
выразительности речи.
Морфология.
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.
Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы
частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис.
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения
синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное
и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки
предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и
экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи
координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных
членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных
предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как
семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая
единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с
параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический
вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные
явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной
интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным
языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических
текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических,
разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной
литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства
словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный
текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация.
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1)
правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление
прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического
сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и
система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;
2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями
сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки
препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое
членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков
препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание,
обеспечивающее
(языковедческой) компетенции

11 класс
формирование

языковой

и

лингвистической

Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской
Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место
среди других знаковых систем.
Основные функции языка: коммуникативная,
когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика
как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Формы существования русского национального языка.
Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы
в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор,
вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая).
Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные
отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции
развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные
нормативные словари, справочники, пособия.
Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема.
Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные
особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная
функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной
речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в
лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии,
антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения,
активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.
Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.
Морфемика
и
словообразование.
Морфемы
корневые
и
аффиксальные,
словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Словообразовательные средства
выразительности речи.
Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические
формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема
классификации частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их
грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая
омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства
выразительности речи.
Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства
выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи
в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки
предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и
экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа
предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи
квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных

предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и
косвенная речь. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический
вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Трудные
случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов
и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ
научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык
художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в
отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их
использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и
основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и
раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса
слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из
них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого
предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков
препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и
пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое
общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой
деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и
непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее
компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые
намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации
общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых
средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо)
и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности
диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности.
Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов,
дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами
совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительноизучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов
различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте,
логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование
культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры
научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим
учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные
жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.

Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная
формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях
официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров:
заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка
к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств
оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации
и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры
разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику,
жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать
устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления,
уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание,
обеспечивающее
формирование
культуроведческой
компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных
национальнокультурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база
литературных языков. Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национальнокультурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Название раздела
Язык и речь

Тема урока

Основные функции языка. Язык и речь.
Формы речи, их различия. Монолог и диалог.
Проблема текста
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис
и Словосочетание.
Общая
характеристика
типов
пунктуация
предложений.
Знаки препинания при диалоге, прямой речи и
цитировании.
Происхождение
и
этапы
развития
русского
литературного языка.
Основные признаки текста.
Употребление прописных и строчных букв.
Главные члены двусоставного предложения.
Виды односоставных предложений. Контроль по Блоку
№2.
Принципы
русской Принципы русской орфографии.
орфографии
Способы информационной переработки текста.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.
Итоговый контроль за 1 Контрольная работа
полугодие.
Второстепенные члены предложения. Типы неполных
предложений.
Лексика
Типы лексических значений слова
Лексика русского языка с точки зрения активного и
пассивного запаса и сферы употребления
Классификация фразеологизмов.
Стили речи
Стили письменной речи.

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Контроль в
ЕГЭ
Орфография

Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Знаки препинания в ССП. Контроль по Блоку №4.
Предмет фонетики. Фонетическая транскрипция.
формате Контрольная работа

Понятие языковой нормы.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Правописание приставок. Проверяемые гласные и
.
согласные.
Общая характеристика СПП. Виды придаточных.
Способы словообразования.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. ОЁ после шипящих и Ц в разных морфемах
И-Ы после Ц в разных морфемах.
Итоговая контрольная Контрольная работа
работа формата ЕГЭ.
Синтаксис
и Знаки препинания в БСП.
пунктуация
Сложные синтаксические конструкции.
Итого: 34 часа
11 класс

№
урок
а
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименования раздела

Тема урока

Морфология как раздел
грамматики

. Междометие.
Правописание НЕ с различными частями речи
Основные качества хорошей речи.
Знаки препинания при междометиях и обращении
Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ
Предлог, союз, частица как часть речи.
Правописание служебных частей речи. Различение
частиц НЕ и НИ.
Употребление предлогов и союзов
Знаки препинания при вводных словах и вставных
конструкциях.
Лексико-грамматические разряды и категории имен
существительных.
Правописание окончаний и суффиксов имён
существительных.
Употребление форм имён существительных.
Однородные члены предложения.
Итоговый контроль за 1 полугодие.
Правописание суффиксов прилагательных.
Употребление форм имён прилагательных
Знаки препинания при обособленных определениях
Разряды числительных по составу и по значению.
Склонение числительных. Обособленные уточняющие
дополнения.
Разряды
местоимений
по
значению
и
их
словообразование

Служебные части речи

8.
9.
10.

Имя существительное
.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19

Имя прилагательное
.

20.

Местоимение

Имя числительное

21.
22.
23.

Глагол

24.
25.
26.
27.
28.
29.

Причастие

30.
31.

Наречие

32.
33.

Деепричастие

.
Итого: 33 часа

Правописание местоимений.
Знаки препинания при союзе КАК.
Правописание глаголов.
Знаки препинания при обособленных приложениях
Особенности употребления форм глагола.
Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ
Формы причастий. Образование и склонение причастий
Знаки препинания при обособленных определениях.
Правописание
гласных
перед
суффиксами
деепричастий
Знаки препинания при деепричастных оборотах.
Классификация
наречий.
Степени
сравнения.
Правописание наречий.
Обособление уточняющих членов предложения.
Итоговая контрольная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».