МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Утверждено приказом директора № 129 от «31» августа 2021 г. Русский язык рабочая программа для 10-11 класса (приложение к основной образовательной программе среднего общего образования) Авторы-составители: учителя русского языка и литературы Маймистова С.Н. Радаева С.А. Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, авторской программы Гусаровой И. В. Русский язык: 10-11 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013 и реализована в учебниках: Гусарова И. В. Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016 Гусарова И. В. Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. На основании учебного плана школы предмет «Русский язык» в 10-11 классах преподаётся на базовом уровне и составляет по 1ч асу в неделю в каждом классе. (Количество часов по авторской программе составляет 3 часа в неделю.) В рабочую программу 10 класса внесены следующие изменения: Раздел программы Количество часов по Количество часов по авторской программе данной рабочей программе Введение в курс русского 1 0 языка 10 класса. Модуль № 1. Общие сведения 4 1 о языке. Модуль № 2. Речь как процесс 7 2 коммуникативной деятельности. Модуль № 3. Орфография. 2 1 Модуль № 4. Синтаксис и 7 2 пунктуация. Модуль № 5. Становление и 3 1 развитие русского языка. Модуль № 6. Текст как 2 1 результат речевой деятельности. Модуль № 7. Орфография. 2 1 Модуль № 8. Синтаксис и 6 2 пунктуация. Модуль № 9. Краткая история 2 1 русской письменности и реформы русского письма. Модуль № 10. Виды речевой 4 1 деятельности и способы информационной переработки текста. Модуль № 11. Орфография. 2 1 + 1 К.р. Модуль № 12. Синтаксис и 7 1 пунктуация. Модуль № 13. Лексика и 11 3 фразеология. Модуль № 14. 5 1 Функциональные стили речи. Модуль № 15. Орфография. Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация. Модуль № 17. Фонетика. Модуль № 18. Нормы русского литературного языка. Модуль № 19. Орфография. Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация. Модуль № 21. Морфемика и словообразование. Модуль № 22. Русский речевой этикет. Модуль № 23. Орфография. Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация. ИТОГО 1 4 1 1 6 3 1 Р.р. 1 3 5 2 1 6 1 1 0 3 6 2 3 + 1 К.р. 103 34 В связи с тем, что в 10 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей программе предусмотрены следующие изменения: 1. исключено вводное занятие и модуль № 23 русский речевой этикет; 2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия; 3. дублируемые темы сокращены; 4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем. Содержание авторской программы не изменено. В рабочую программу 11 класса внесены следующие изменения: Раздел программы Количество часов по Количество часов по авторской программе данной рабочей программе Введение, вводный контроль. 2 0 Модуль № 25. Общее понятие 1 1 о морфологии Модуль №26. Орфография 2 1 Модуль №27. Основные 3 1 качества хорошей речи Модуль №28. Синтаксис и 3 2 (1 + 1р/р) пунктуация Модуль № 29. Служебные 3 1 части речи Модуль №30. Орфография 2 1 Модуль №31. Нормы языка и 2 1 культура речи Модуль №32. Синтаксис и 4 1 пунктуация Модуль № 33. Имя 5 1 существительное как часть речи Модуль №34. Орфография 1 1 Модуль №35. Нормы языка и культура речи Модуль №36. Синтаксис и пунктуация Модуль № 37. Имя прилагательное как часть речи Модуль №38. Орфография Модуль №39. Нормы языка и культура речи Модуль №40. Синтаксис и пунктуация Модуль № 41. Имя числительное как часть речи Модуль №42 Орфография Модуль №43 Нормы языка и культура речи Модуль №44. Синтаксис и пунктуация Модуль № 45. Местоимение как часть речи Модуль №46. Орфография Модуль №47. Нормы языка и культура речи Модуль №48. Синтаксис и пунктуация Модуль № 49. Глагол как часть речи Модуль №50. Орфография Модуль №51. Нормы языка и культура речи Модуль №52. Синтаксис и пунктуация Модуль № 53. Причастие как особая форма глагола Модуль № 54. Орфография Модуль № 55. Нормы языка и культура речи Модуль №56. Синтаксис и пунктуация Модуль № 57. Деепричастие как особая форма глагола Модуль №58. Орфография Модуль №59. Нормы языка и культура речи Модуль №60. Синтаксис и пунктуация Модуль № 61. Наречие как часть речи Модуль №62. Орфография Модуль №63. Нормы языка и культура речи 3 1 4 2 (1 + 1к/р) 3 1 1 2 1 4 1 2 1 1 1 1 4 1 1 1 2 1 4 1 6 1 1 1 1 4 2 (1 + 1р/р) 3 1 2 1 1 4 1 1 1 2 1 3 2 1 2 2 2(1 + 1 к/р) Модуль №64. Синтаксис и пунктуация ИТОГО 6 102 33 В связи с тем, что в 11 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей программе предусмотрены следующие изменения: 1. исключено вводное занятие; 2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия; 3. дублируемые темы сокращены; 4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем. 5. некоторые модули объединены в связи с их близкой тематикой. Содержание авторской программы не изменено. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» В результате изучения русского языка в 10-11 классе на базовом уровне учащийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) осознание русского языка как духовной. Нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры; 2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире; 3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; 4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук; 6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем; 7) сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.; 10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; 12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; 2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; 3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4) владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; 6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 7) владение различными приёмами редактирования текстов; 8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности; 9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4 10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы; 11) умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. 1. Учащиеся должны знать: • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов; • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; 2. Учащиеся должны уметь: • Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач; • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; • Извлекать необходимую информацию из различных источников; • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка. • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 2. Содержание программы курса «Русский язык» 10 класс Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия. Языковая система. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Система функциональных разновидностей современного русского языка. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Содержание, обеспечивающее (языковедческой) компетенции 11 класс формирование языковой и лингвистической Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы. Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия. Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи. Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и косвенная речь. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа. Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительноизучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национальнокультурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков. Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национальнокультурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии. 3. Тематическое планирование 10 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Название раздела Язык и речь Тема урока Основные функции языка. Язык и речь. Формы речи, их различия. Монолог и диалог. Проблема текста Орфография Правописание сложных слов. Синтаксис и Словосочетание. Общая характеристика типов пунктуация предложений. Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. Происхождение и этапы развития русского литературного языка. Основные признаки текста. Употребление прописных и строчных букв. Главные члены двусоставного предложения. Виды односоставных предложений. Контроль по Блоку №2. Принципы русской Принципы русской орфографии. орфографии Способы информационной переработки текста. Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Итоговый контроль за 1 Контрольная работа полугодие. Второстепенные члены предложения. Типы неполных предложений. Лексика Типы лексических значений слова Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса и сферы употребления Классификация фразеологизмов. Стили речи Стили письменной речи. 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Контроль в ЕГЭ Орфография Правописание приставок ПРЕ-ПРИ Знаки препинания в ССП. Контроль по Блоку №4. Предмет фонетики. Фонетическая транскрипция. формате Контрольная работа Понятие языковой нормы. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок. Проверяемые гласные и . согласные. Общая характеристика СПП. Виды придаточных. Способы словообразования. Правописание гласных и согласных в корнях слов. ОЁ после шипящих и Ц в разных морфемах И-Ы после Ц в разных морфемах. Итоговая контрольная Контрольная работа работа формата ЕГЭ. Синтаксис и Знаки препинания в БСП. пунктуация Сложные синтаксические конструкции. Итого: 34 часа 11 класс № урок а 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наименования раздела Тема урока Морфология как раздел грамматики . Междометие. Правописание НЕ с различными частями речи Основные качества хорошей речи. Знаки препинания при междометиях и обращении Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ Предлог, союз, частица как часть речи. Правописание служебных частей речи. Различение частиц НЕ и НИ. Употребление предлогов и союзов Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях. Лексико-грамматические разряды и категории имен существительных. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. Употребление форм имён существительных. Однородные члены предложения. Итоговый контроль за 1 полугодие. Правописание суффиксов прилагательных. Употребление форм имён прилагательных Знаки препинания при обособленных определениях Разряды числительных по составу и по значению. Склонение числительных. Обособленные уточняющие дополнения. Разряды местоимений по значению и их словообразование Служебные части речи 8. 9. 10. Имя существительное . 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19 Имя прилагательное . 20. Местоимение Имя числительное 21. 22. 23. Глагол 24. 25. 26. 27. 28. 29. Причастие 30. 31. Наречие 32. 33. Деепричастие . Итого: 33 часа Правописание местоимений. Знаки препинания при союзе КАК. Правописание глаголов. Знаки препинания при обособленных приложениях Особенности употребления форм глагола. Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ Формы причастий. Образование и склонение причастий Знаки препинания при обособленных определениях. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий Знаки препинания при деепричастных оборотах. Классификация наречий. Степени сравнения. Правописание наречий. Обособление уточняющих членов предложения. Итоговая контрольная работа