Литературное чтение 1-4 кл.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Утверждено приказом
директора № 182
от «31» августа 2019 г.

Литературное чтение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению
для 1-4 классов

Составители:
Кукоева Г.А..
Етоева Е.Ю.,
Тершинова Г.С.,
Моисеева О.В.

ВИННИЦЫ
2019 год

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС), примерной программы начального общего
образования по литературному чтению и авторской программы Л. Ф Климановой, В.Г.
Горецкого, М.В.Головановой "Литературное чтение" 1-4 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» при получении
начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
–
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
2

–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
3

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно­следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
4

том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнёра;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
–
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
5

собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–
прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
–
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
–
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное
ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с
целью чтения (для всех видов текстов);
6

–
ориентироваться
в
содержании
художественного,
учебного
и
научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
–
для художественных текстов: определять главную мысль и героев
произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и
картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную
мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты,
описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
–
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
–
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между
отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между
отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
–
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
–
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь
на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
–
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы,
основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте
напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события,
соотнося их с содержанием текста;
–
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
–
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом
специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех
видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;
7

–
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста
и высказывать собственное суждение;
–
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
–
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
–
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете)
по заданной тематике или по собственному желанию;
–
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
–
работать с тематическим каталогом;
–
работать с детской периодикой;
–
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
распознавать некоторые отличительные особенности художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
–
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня,
сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
–
находить
средства
художественной
выразительности
(метафора,
олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
–
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
–
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
–
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его
событиями;
–
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта;
–
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
8

–
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного
литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например,
рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц
или неодушевленного предмета;
–
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации
или отзыва;
–
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
–
создавать проекты
в виде книжек-самоделок,
презентаций
с
аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
–
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное
(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
9

в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
10

Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
11

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст
по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению
или на основе личного опыта.

12

3. Тематическое планирование
1 класс
№

Содержание

Количество
часов

Контроль
(проекты)

1.

Добукварный период

18

-

2.

Букварный период

54

-

3.

Послебукварный период

43

4

115

4

Всего

2 класс
№

Содержание

Количество Контроль
часов
(проекты)

1.

Введение

1

-

2.

Самое великое чудо на свете

3

-

3.

Устное народное творчество

11

-

4.

Люблю природу русскую. Осень.

7

-

5.

Русские писатели

10

-

6.

О братьях наших меньших

9

-

7.

Из детских журналов

7

-

8.

Люблю природу русскую. Зима.

6

-

9.

Писатели детям

13

-

10.

Я и мои друзья

8

-

11.

Люблю природу русскую Весна.

7

-

12.

И в шутку и всерьёз

11

-

13.

Литература зарубежных стран

9

-

102

-

Всего

13

3 класс
№

Содержание

Количество Контроль
часов
(проекты)

1.

Самое великое чудо на свете (15 ч.)

15

1

2.

Поэтическая тетрадь 1. (10 ч.)

10

1

3.

Великие русские писатели (23 ч.)

23

-

4.

Литературные сказки

7

-

5.

Были-небылицы (10 ч.)

10

-

6.

Поэтическая тетрадь 2.

6

1

7.

Люби живое (12 ч.)

12

-

8.

Поэтическая тетрадь 3.

9

1

9.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (6 ч.)

6

-

10.

Зарубежная литература (4 ч.)

4

-

102

4

Всего
4 класс
№

Содержание

Количество Контроль
часов

1.

Введение

1

-

2.

Чудесный мир классики

13

-

3.

«Поэтическая тетрадь»

6

-

4.

«Литературные сказки»

7

-

5.

«Страна детства»

6

-

6.

«Поэтическая тетрадь»

3

-

7.

«Природа и мы»

6

-

14

8.

«Поэтическая тетрадь»

5

-

9.

«Страна Фантазия»

21

тест

68

1

Всего

15

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению
Класс - 1
Количество часов - 115
Планирование составлено на основе: учебник В.Г Горецкий, В.А.Кирюшкин,
Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, Москва, Просвещение/учебник, 2017 год.
учебник Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий,М.В. Голованова Л.А.Виноградская,
М.В.Бойкина, Москва, Просвещение/учебник, 2017 год.
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема урока
Добукварный период (18 ч.)
Вводный инструктаж по т/б. «Азбука» - первая учебная книга.
Речь письменная и устная

Дата
проведе
ния

Контроль

Предложение и слово
Слово и слог.
Ударение.
Звуки в окружающем мире.
Звуки речи: гласные и согласные.
Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным.
Звуки в словах.
Повторение пройденного.
Буквы А, а и звук [а].
Буквы О, о и звук [о].
Буквы О, о и звук [о].
Буквы И, и и звук [и].
Буква ы и звук [ы].
Буквы У, у и звук [у].
Буквы У, у и звук [у].
«Лента букв».
Букварный период (54 ч.)
Буквы Н, н и звуки [н], [н’].
Буквы С, с и звуки [с], [с’].
Буквы С, с и звуки [с], [с’].
Буквы К, к и звуки [к], [к’].
Буквы К, к и звуки [к], [к’].
Буквы Т, т и звуки [т], [т’].
Буквы Т, т и звуки [т], [т’].
Буквы Л, л и звуки [л], [л’].
Буквы Л, л и звуки [л], [л’].
Буквы Р, р и звуки [р], [р’].
Буквы Р, р и звуки [р], [р’].
Буквы В, в и звуки [в], [в’].
Буквы В, в и звуки [в], [в’].
Буквы Е, е и звуки [й’э].
Буква е обозначает мягкость согласного.
Буквы П, п и звуки [п], [п’].
Буквы П, п и звуки [п], [п’].
16

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

Буквы М, м и звуки [м], [м’].
Буквы М, м и звуки [м], [м’].
Чтение текстов.
Буквы З, з и звуки [з], [з’].
Буквы З, з и звуки [з], [з’].
Буквы Б, б и звуки [б], [б’].
Буквы Б, б и звуки [б], [б’].
Закрепление пройденного.
Буквы Д, д и звуки [д], [д’].
Буквы Д, д и звуки [д], [д’].
Закрепление пройденного.
Буквы Я, я и звуки [й’а].
Буквы Я, я и звуки [й’а].
Чтение текстов.
Буквы Г, г и звуки [г], [г’].
Буквы Г, г и звуки [г], [г’].
Буквы Ч, ч и звуки [ч’].
Буквы Ч, ч и звук [ч’].
Буква ь.
Буквы Ш, ш и звук [ш].
Буквы Ш, ш и звук [ш].
Буквы Ж, ж и звук [ж].
Буквы Ж, ж и звук [ж].
Закрепление пройденного.
Буквы Ё, ё и звуки [й’о].
Буквы Й, й и звук [й’].
Буквы Й, й и звук [й’].
Буквы Х, х и звуки [х] ,[х’].
Буквы Х, х и звуки [х] ,[х’].
Буквы Ю, ю и звуки [й’у].
Буквы Ю, ю и звуки [й’у].
Буквы Ц, ц и звук [ц].
Буквы Э, э и звук [э].
Буквы Щ, щ и звук [щ’].
Буквы Щ, щ и звук [щ’].
Буквы Ф, ф и звук [ф] ,[ф’].
Буквы ь и ъ.
Послебукварный период (43 ч.)
Как хорошо уметь читать.
История славянской азбуки.
В. Куприн. Первый букварь.
А.С. Пушкин. Сказки.
К. Д. Ушинский. Рассказы для детей.
К. И. Чуковский. Путаница.
В. В. Бианки. Первая охота.
Веселые стихи Б. Заходера.
Проект: «Живая Азбука»
В. Данько «Загадочные буквы».

проект
17

С. Черный «Живая Азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б
нет».
84
Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой.
85
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».
86
Проект: «Создаем музей «Город букв».
87
Е. Чарушин «Теремок».
88
Русская народная сказка «Рукавичка».
89
Английские народные песенки.
90
А.С. Пушкин.
Русская народная сказка «Петух и собака».
91
92
Стихи А.Плещеева, А.Майкова, Т.Белозёрова
93
Литературная загадка.
94
Стихи Е.Трутневой, И.Токмаковой.
95
Проект «Составляем азбуку загадок».
96
Стихи В.Берестова, Р. Сефа.М.
97
И.Токмакова "Мы играли в хохотушки"
98
Я. Тайц "Волк". Г. Кружков "Ррры!"
99
Н. Артюхова "Саша-дразнилка".
100
К. Чуковский "Федотка". О. Дриз "Привет"
101
И. Пивоварова "Кулинаки-пулинаки".
102
К. Чуковский "Телефон".
103
М. Пляцковский "Помощник".
104
Ю. Ермолаева "Лучший друг".
105
Стихи Е.Благининой, В.Орлова, С.Михалкова.
106
Стихи Р.Сефа, В.Берестова.
107
Стихи И.Пивоваровой, Я.Акима.
108
Проект "Наш класс – дружная семья".
109
С. Маршак "Хороший день".
110
М.Пляцковский "Сердитый дог Буль"
111
Стихи о животных.
112
В.Осеева "Плохо"
113
Стихи Берестова, Лунина, Михалкова.
114
Д.Хармс "Храбрый ёж". Н.Сладков "Лисица и Ёж".
115
Литературная викторина.
Всего - 115 часов
83

проект

проект

проект

18

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Класс:2
Кол-во часов:102 ч, в неделю 3 ч
Планирование составлено на основе учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Литературное чтение, 2 класс, М., «Просвещение», 2018
Недел
я
1.

№
урок
а
1.

2.

2.
3.
4.

3.

4.

5.

6.

7.

10.

11.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (3 ч.)
Самое великое чудо на свете
История книги
Библиотека
Устное народное творчество (11 ч.)
Устное народное творчество
Русские народные песни
Скороговорки, считалки, небылицы
Загадки, пословицы, поговорки.
Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Гуси-лебеди»
Сказка «Гуси-лебеди»
Викторина по сказкам
Люблю природу русскую. Осень(7 ч )
Люблю природу русскую. Осень.
Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень
наступила…»
Осенние листья.
В.Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло…»
Обобщение .«Люблю природу русскую»
Русские писатели (10 часов)
Стихи А. Пушкина.
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Обобщение по теме «Сказки Пушкина»
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Л. Толстой «Филипок »
Л. Толстой «Филипок »
Весёлые стихи
Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших (9 часов)
О братьях наших меньших

Форма
контроля

Наизусть

Наизусть

19

12.

13

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43
44
45
46
47
48

14
49
50
51
52
53
54

16.

17.
18

19

21

22

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

В. Берестов «Кошкин щенок»
В.Бианки «Сова»
Домашние животные
М.Пришвин «Ребята и утята»
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
В. Бианки «Музыкант»
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов (7 ч)
Из детских журналов
Д. Хармс «Вы знаете?»
Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
Д. Хармс «Что это было?»
Ю.Владимиров «Чудаки»
А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»
Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Люблю природу русскую. Зима (6 ч)
Люблю природу русскую. Зима
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»
С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза»
С. Михалков «Новогодняя быль»
А. Барто «Дело было в январе»
Обобщение. «Люблю природу русскую. Зима»
Писатели детям (13 ч)
Писатели-детям
К. Чуковский «Путаница»
К. Чуковский «Радость»
К. Чуковский «Федорино горе»
С. Маршак «Кот и лодыри»
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А.Барто «Верёвочка»
А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу»
А.Барто «Вовка добрая душа»
Н. Носов «Живая шляпа»
Н.Носов «Живая шляпа»
Н. Носов «На горке»
Обобщение по разделу «Писатели - детям»
Я и мои друзья (8 ч)
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и обидах
Ю.Ермолаев «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Волшебное слово»
В.Осеева «Почему?»
В.Осеева «Почему?»
Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Люблю природу русскую. Весна (7 ч)
Люблю природу русскую. Весна.

Наизусть

Наизусть
Наизусть

Наизусть
Наизусть

20

23

77
78
79
80
81
82

24

25
26

27
28

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93

94
95
30
96
97
98
32
99
100
33
101
34
102
Всего - 102 часа

Стихи А.Плещеева о весне
А.Блок «На лугу»
И. Бунин «Матери»
А. Плещеев «В бурю»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Обобщение. «Люблю природу русскую. Весна»
И в шутку и всерьёз (11 ч )
И в шутку и всерьёз
Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха
Э.Успенский «Чебурашка»
Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…»
Стихи В. Берестова
Стихи И. Токмаковой
Г. Остер «Будем знакомы»
В.Драгунский «Тайное становится явным»
В.Драгунский «Тайное становится явным»
Обобщение. «И в шутку и всерьёз»
Литература зарубежных стран (9 ч)
Литература зарубежных стран
Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
Ш.Перро «Кот в сапогах»
Ш.Перро «Красная Шапочка»
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»
Разноцветные страницы
Обобщение. «Литература зарубежных стран»
КВН «Цветик-семицветик»

21

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Класс: 3 , кол-во часов-102 часа всего, 3 часа в неделю.
Планирование составлено на основе: учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение.
3 класс – М.: Просвещение, 2019 год
Неделя

№
урока

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

1

Самое великое чудо на свете (15 ч.)
Знакомство с учебником Литературное чтение.

2

Устное народное творчество. Знакомство с разделом

3

Русские народные песни.

4

Докучные сказки.

5

Народные промыслы

6

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».

7

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».

8

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

9

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

10

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

11

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

12

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

13

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

14

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

15

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

6 неделя

7 неделя

Тема

Контроль

т/чт.

проект

Поэтическая тетрадь 1. (10 ч.)
16

Поэтическая тетрадь. Знакомство с разделом

17

Проект «Как научиться читать стихи».

18

Ф. Тютчев «Листья».

19

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

проект

22

8 неделя

9 неделя

20

И. Никитин «Встреча зимы».

21

И. Суриков «Детство».

22

И. Суриков «Зима».

23

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором»

24

Поэтическая тетрадь. Обобщающий урок.

25

Обобщение по разделу. Оценка достижений.
Великие русские писатели (23 ч.)

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

26

Великие русские писатели. Знакомство с разделом..

27

Жизнь и творчество А.С. Пушкина

28

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

29

А. Пушкин «Зимнее утро».

30

А. Пушкин «Зимний вечер».

31

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

32

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

33

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

34

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

35

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

36

Жизнь и творчество И.А.Крылова.

37

И. Крылов «Мартышка и Очки».

38

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

39

И. Крылов «Ворона и Лисица».

40

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.

41

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит
одиноко…».«Утес»

42

Детство Л. Н. Толстого

43

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода
из моря?»
23

16 неделя

44

Л. Толстой «Акула».

45

Л. Толстой «Прыжок».

46

«Великие русские писатели». Обобщение по разделу

47

Оценка достижений.

48

Литературный праздник.

17 неделя

18 неделя

19неделя

Литературные сказки (7 ч.)
49

Литературные сказки. Знакомство с разделом.

50

Д. М-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – ……»

51

В. Одоевский «Мороз Иванович».

52

В. Одоевский «Мороз Иванович».

53

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

54

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

55

Литературные сказки. Обобщение. Оценка достижений.

т/чт

Были-небылицы (10 ч.)

20неделя

21 неделя

22 неделя

56

Были-небылицы. Знакомство с разделом.

57

М. Горький «Случай с Евсейкой».

58

М. Горький «Случай с Евсейкой».

59

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

60

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

61

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

62

А. Куприн «Слон».

63

А. Куприн «Слон».

64

А. Куприн «Слон».

65

«Были-небылицы». Обобщение. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2. ( 6 ч.)

66

Поэтическая тетрадь Знакомство с разделом.
24

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31 неделя

67

С. Черный «Воробей», «Слон».»

68

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?»

69

А. Блок «Сны», «Ворона».

70

С. Есенин «Черемуха».

71

«Поэтическая тетрадь ». Обобщение. Оценка достижений.

72

Люби живое (12 ч.)
Люби всё живое. Знакомство с названием раздела.

73

Соколов-Микитов «Листопадничек».

74

В. Белов «Малька провинилась».

75

В. Белов «Малька провинилась».

76

В. Белов «Еще про Мальку».

77

В.Драгунский «Он живой и светится»

78

В. Астафьев «Капалуха».

79

В. Астафьев «Капалуха».

80

Б. Житков «Про обезьянку».

81

Б. Житков «Про обезьянку».

82

Б. Житков «Про обезьянку».

83

«Люби всё живое». Обобщение. Оценка достижений.

84

Поэтическая тетрадь 3 (9 ч.)
Поэтическая тетрадь. Знакомство с разделом.

85

C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

86

А. Барто «Разлука».

87

А. Барто «В театре».

88

С. Михалков «Если», М.Дружинина «Мамочка-мамуля»

89

Т.Бокова «Родина…»

90

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

91

«Поэтическая тетрадь ». Обобщение. Оценка достижений.

проект

25

92

Проект «В мире детской поэзии»

проект

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (6 ч.)

32 неделя

33 неделя

93

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Знакомство с
разделом.

94

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

95

Н. Носов «Федина задача».

96

А. Платонов «Цветок на земле».

97

Н. Носов «Телефон».

98

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений.
Зарубежная литература (4 ч.)

34 неделя

99

Зарубежная литература. Знакомство с разделом.

100

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

101

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

102

«Зарубежная литература». Обобщение. Оценка достижений

т/чт.

Всего - 102 часа

26

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Класс:4 , кол-во часов-68 часов всего, 2 часа в неделю. Планирование составлено на основе:
учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий . Литературное чтение . 4 класс – М.: Просвещение, 2020
№
Название раздела
урок
а
1
2
3
4

Тема урока

Знакомство с учебником по литературному чтению
Раздел 1 Вводный урок
( 1 час)
Раздел 2
Былины. Ильины три поездочки
Летописи, былины, жития
Три поездки Ильи Муромца
(6 часов)
«И вспомнил Олег коня своего».

5

Кол
ич.ч
асов
1
1
1
1
1

6

Житийная литература
«Житие Сергия Радонежского»

7

Наши проекты

1

Творчество А.С.Пушкина

1

А.С. Пушкин «Няне»

1

А.С. Пушкин «Туча»

1

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»

3

8
9
10

Раздел 3
Чудесный мир классики
( 12 часов)

1113
1415

2
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

1617

Л.Н. Толстой «Детство»

1819
20

1

2
2

Раздел 4
Поэтическая тетрадь
( 6 часов )

А.П. Чехов «Мальчики»
К. Ушинский «Четыре желания»
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как
неожиданно и ярко…».
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»,
«Где сладкий шепот...»

1

23

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

24

И.А. Бунин «Листопад»
Обобщение по разделу " Поэтическая тетрадь."
Контрольная работа №2

1

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

2

21
22

25
2627
2829
30-

Раздел 5
Литературные сказки
(8 часов)

1
1

1

2
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

3
27

32
33
3435
3637

Раздел 6
Делу время – потехе час
( 6 часов)

38
39
40

Раздел 7 Страна детства
( 6 часов)

4142

Обобщение по разделу « Литературные сказки».
Контрольная работа №3

1
2

Е.Л. Шварц " Сказка о потерянном времени"
В.Ю. Драгунский «Главные реки»

2

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
Контрольная работа № 4

1
1
1

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
2
К.Г. Паустовский " Корзина с еловыми шишками"

43

М.М. Зощенко " Елка"

1

44

М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

1

45

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

4647

Раздел 8 Природа и мы
( 7 часов)

4849

С.А . Есенин «Лебёдушка»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

51
52

54
55
56
57
58

59
60
61

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
2

50

53

2

Раздел 9 Родина
( 5 часов)

1

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Обобщение по разделу " Природа и мы" Контрольная
работа № 6

1

Как подготовить презентацию

1

С.Д. Дрожжин «Родине»

1

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

Наши проекты
Обобщение по разделу " Родина" Контрольная работа
№7
Раздел 10 Страна Фантазия
( 3 часа )
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Обобщение по разделу " Страна Фантазия" Контрольная
работа № 8
Раздел 11
Зарубежная литература
( 8 часов)
Как составить список литературы

1

1
1

1
1
1

1
28

6263

Д. Свифт " Путешествие Гулливера"

2

6465

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

2

6667
68

2
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Обобщение по разделу " Зарубежная литература"

1

Всего 68 часов

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».