Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Винницкий образовательный центр»
Утверждаю приказом
И.о.директора № 144-0
О т «_30__»_08_____ 2024г_
Рабочая программа воспитания начального
общего образования
(подготовлена на основе федеральной
программы воспитания)
2024-2025 учебный год
2024 год
Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ .................................................................................................. 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся .......................................................... 5
1.2. Направления воспитания ................................................................................. 6
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания................................................ 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ............................................................................ 11
2.1 Уклад общеобразовательной организации ...................................................... 11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .......................... 12
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ......................................................................... 25
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ........................................................ 26
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями .......................................................................................................... 26
3. 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ......................................................................... 28
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Винницкий образовательный
центр»……………………………………………………………………… ... 29
Пояснительная записка
Рабочая
программа воспитания
МБОУ «Винницкий образовательный
центр» разработана:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана
мероприятий по ее реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации"
стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября
2022
года
«Об
утверждении
федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16
ноября
2022
года
«Об
утверждении
федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23
ноября
2022
года
«Об
утверждении
федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания»,в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными
рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается
с
участием
коллегиальных
органов
управления
общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками
воспитания;
образовательных
предусматривает
отношений,
приобщение
социальными
обучающихся
институтами
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое
просвещение,
идентичности
формирование
российской
культурной
и
гражданской
обучающихся.
Программа
включает
три
раздела:
целевой,
содержательный,
организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии
с особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой
формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублённое
изучение
отдельных
учебных
предметов,
учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель: развитие личности обучающихся – создание условий для самоопределения
и
социализации обучающихся
через
формирование
социо культурных,
духовно-нравственных ценностей и привития принятых в российском обществе
правил и норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства; формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности,
уважения
к
памяти
защитников
Отечества
и
подвигам
Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
усвоение
ими
знаний,
норм,
духовно-нравственных
ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного
опыта
поведения,
общения,
межличностных
и
социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных
отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально
значимых дел).
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО ООО СОО.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,
формирование
российского
национального
исторического
сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,
получение
продуктивном,
нравственно
профессии,
достойном
личностное
труде
в
самовыражение
российском
в
обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской
общеобразовательной
школе,
–
это
высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «Винницкий
образовательный центр»
является формирование у
обучающихся
духовно-нравственных ценностей,
способности
к
осуществлению
ответственного
выбора
собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к
успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются
важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Уклад задаёт порядок жизни общеобразовательной организации и
аккумулирует
ключевые
характеристики,
определяющие
особенности
воспитательного процесса. Уклад общеобразовательной организации удерживает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет
условия
и
средства
общеобразовательной
воспитания,
организации
отражающие
и
её
самобытный
репутацию
в
облик
окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Основные характеристики особенностей условий воспитания в МБОУ
«Винницкий образовательный центр»
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по
созданию новых в
рамках
уклада
школьной жизни,
реализовывать
воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися
на уроках; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное
планирование, организацию, проведение и
анализ
самостоятельно
проведенных дел и мероприятий;
- инициировать
и
поддерживать
деятельность
детских
общественных
организаций (РДДМ «Движение Первых», ЮИД и «Орлята России»);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения,
работающие
по
школьным
программам
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
внеурочной
- организовывать проф ориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы,
укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной
жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями,
направленную
на
совместное
решение
проблем
личностного развития обучающихся.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям. Здесь модуль — часть рабочей
программы воспитания, в которой описываются виды, формы и содержание
воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления
деятельности в общеобразовательной организации. Каждый из модулей обладает
воспитательным
потенциалом
с
особыми
условиями,
средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и др.).
В Программе представлены описания воспитательной работы в рамках
основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации
общеобразовательных
программ
деятельность,
(урочная
внеурочная
деятельность и т. д
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных
предметов
для
формирования
у
обучающихся
российских
традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами
воспитания,
целевыми
ориентирами
результатов
воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения
со
сверстниками
общеобразовательной
и
педагогами,
организации,
соответствующие
установление
и
укладу
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями,
дающего
обучающимся
сотрудничества и взаимной помощи;
социально
значимый
опыт
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий:
Название
Направленность
1 класс
1.
2.
«Разговоры о важном»
«Орлята России»
3. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)
Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность
по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
2 класс
4.
«Разговоры о важном»
5.
«Орлята России»
6. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)
Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность
по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
3 класс
7.
«Разговоры о важном»
8.
«Орлята России»
Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность по
9. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)
религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
4 класс
10.
«Разговоры о важном»
11.
«Орлята России»
12.
«Спортивные игры»
13. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)
Еженедельные информационнопросветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической
направленности
Духовно-нравственная направленность по
религиозным культурам народов России,
основам духовно-нравственной культуры
народов России, духовно-историческому
краеведению
Оздоровительно-спортивная
направленность
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает
позиции:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение
коллектива
класса
через
игры
и
тренинги
на
командообразование,
внеучебные
и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в
играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассниками
или
педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с
другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение
и/или
разрешение
конфликтов
между
учителями
и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию
и
проведение
регулярных
родительских
собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей,
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация
воспитательного
потенциала
основных
школьных
дел
предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все
классы;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;
церемонии
награждения
(по
итогам
учебного
периода,
года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
общеобразовательной организации, своей местности;
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием
социальных
партнёров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи
с
памятными
датами,
значимыми
событиями
для
жителей
поселения;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной
и др. направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные
направленности,
тематические
организуемые
мероприятия
педагогами
воспитательной
по
изучаемым
в
общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями,
представителями)
в
том
числе
обучающихся
совместно
с
с
родителями
привлечением
их
к
(законными
планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные,
исторические,
экологические
и
другие
походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий, проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными
взаимоотношениями,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-
патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной
организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
разработку
и
популяризацию
символики
общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ, обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
творческих
вечеров
(событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится, как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского
сообщества
в Управляющем совете
общеобразовательной
организации;
тематические
родительские
родительские
собрания
по
собрания
вопросам
в
классах,
воспитания,
общешкольные
взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания,
консультации
психологов,
врачей,
социальных
работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские
форумы
на
интернет-сайте
общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
при
наличии
среди
обучающихся
детей-сирот,
оставшихся
без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
МБОУ «Винницкий образовательный центр» предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов,
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав, обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении
календарного
деятельности
плана
и
реализации рабочей
воспитательной
в
работы, в
программы
анализе
общеобразовательной
воспитания,
воспитательной
организации.
Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ
«Винницкий образовательный центр» предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной
профилактической
обеспечения
как
безопасности
жизнедеятельности
условия
среды
успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов
(психологов,
конфликтологов,
коррекционных
педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков
в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами,
родителями,
социальными
партнёрами
(антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению
—
познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности
(в
том
числе
профессиональной,
религиозно-духовной,
благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной
психолого-педагогической
поддержки
и
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнёрства
предусматривает:
участие
представителей
организаций-партнёров,
в
том
числе
в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
в МБОУ «Винницкий образовательный центр» предусматривает:
проведение
циклов
профориентационных
часов,
направленных
на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
экскурсии
на
предприятия,
в
организации,
дающие
начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы;
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
На уровне школы локальные нормативные документы принимаются
Управляющим советом, в который входят педагоги, члены Совета родителей
и Совета старшеклассников.
1.
Должностные инструкции: заместителя директора по ВР, классного
руководителя в условиях введения ФГОС ООО, учителя, социального
педагога,
педагога-психолога,
преподавателя-организатора
ОБЗР, заведующего библиотекой.
2.
Положение о классном руководстве
3.
Положение о службе школьной медиации
4.
Правила внутреннего распорядка МБОУ «Винницкий образовательный
центр» для учащихся
5.
Программа воспитания НОО
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями
Необходимо создавать особые условия воспитания для категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью,
с
ОВЗ,
из
социально
уязвимых
групп
(например,
воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.),
одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением.
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
школе;
формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся,
содействие
повышению
уровня
их
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и
обучения детей с особыми образовательными потребностями и их
сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и
педагогических
приемов,
организацией
совместных
форм
работы
воспитателей, педагогов-психологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
В
школе
решена
адаптированная
образовательная
программа для детей с ОВЗ. В школе обеспечены условия охраны здоровья
обучающихся,
в
том
числе
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья. Обеспечен доступ в здание школы инвалидов и лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
3. 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции школьников МБОУ «Винницкий образовательный
центр» решает следующие воспитательные задачи:
формирование у школьников активной жизненной позиции;
вовлечение школьников в совместную деятельность и активное
участие в ней.
В МБОУ
«Винницкий образовательный центр»
социальной успешности
жизненной
система
поощрения
и проявления
активной
позиции
организована
учеников
как
система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:
«Ученик года»;
«Класс года»;
«Учитель года»;
«Самый классный классный»;
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия
в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация
достижений участников осуществляется в виде портфолио в течение
учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение
кандидатур
осуществляют
ученическая
конференция
педагогический
школы,
которые
совет
и общешкольная
принимают
решение
о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Портфолио конкурсанта должно включать:
артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии
призов и т. д.;
артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или
фото изделий и т. д.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «Винницкий
образовательный центр»:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
3. МБОУ
образовательный
«Винницкий
использует
сочетание
центр»
индивидуального
и
коллективного поощрения для стимулирования групп школьников
к
преодолению
межличностных
противоречий
между
получившими награду и не получившими ее.
4. Дифференцированность
разделены
на уровни
поощрений –
и типы
поощрения
наград,
что
и награды
поддерживает
стимулирующее действие системы поощрения.
Формы
поощрений
социальной
успешности
и проявлений
активной
жизненной позиции обучающихся МБОУ «Винницкий образовательный
центр»
объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Винницкий образовательный
центр»
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся
на
уровне
начального
соответствующими ФГОС.
29
общего
установленными
Основным методом анализа воспитательного процесса в МБОУ
«Винницкий образовательный центр» является ежегодный самоанализ
воспитательной
работы
с
целью
выявления
основных
проблем
и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается
в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
30
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
при
наличии)
с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является
наличие интересной, событийно
насыщенной и
личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
31
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты
обсуждаются
на
заседании
методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.
32