Программа воспитания по ФГОС НОО МБОУ Винницкий образовательный центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Винницкий образовательный центр»

Утверждаю приказом
И.о.директора № 144-0
О т «_30__»_08_____ 2024г_

Рабочая программа воспитания начального
общего образования
(подготовлена на основе федеральной
программы воспитания)
2024-2025 учебный год

2024 год

Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ .................................................................................................. 5
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся .......................................................... 5
1.2. Направления воспитания ................................................................................. 6
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания................................................ 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ............................................................................ 11
2.1 Уклад общеобразовательной организации ...................................................... 11
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности .......................... 12
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ......................................................................... 25
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ........................................................ 26
3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями .......................................................................................................... 26
3. 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ......................................................................... 28
3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Винницкий образовательный
центр»……………………………………………………………………… ... 29

Пояснительная записка
Рабочая

программа воспитания

МБОУ «Винницкий образовательный

центр» разработана:
 на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана
мероприятий по ее реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
 на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации"
 

стратегии национальной безопасности Российской Федерации,

(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
  приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября

2022

года

«Об

утверждении

федеральной

образовательной программы начального общего образования»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 993 от 16
ноября

2022

года

«Об

утверждении

федеральной

образовательной программы основного общего образования»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 1014 от 23
ноября

2022

года

«Об

утверждении

федеральной

образовательной программы среднего общего образования»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и
утверждения

федеральных

основных

общеобразовательных

программ»;
 приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы
воспитания»,в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными
рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разрабатывается и
утверждается

с

участием

коллегиальных

органов

управления

общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками
воспитания;

образовательных
предусматривает

отношений,
приобщение

социальными
обучающихся

институтами
к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое
просвещение,
идентичности

формирование

российской

культурной

и

гражданской
обучающихся.

Программа

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный,

организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии
с особенностями общеобразовательной организации: организационно-правовой
формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей),
направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей
углублённое

изучение

отдельных

учебных

предметов,

учитывающей

этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

Цель: развитие личности обучающихся – создание условий для самоопределения
и

социализации обучающихся

через

формирование

социо культурных,

духовно-нравственных ценностей и привития принятых в российском обществе
правил и норм

поведения

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства; формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности,
уважения

к

памяти

защитников

Отечества

и

подвигам

Героев

Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
усвоение

ими

знаний,

норм,

духовно-нравственных

ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
 формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

 приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных

и

социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных
отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально
значимых дел).
 достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО ООО СОО.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,

формирование

российского

национального

исторического

сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей

с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

продуктивном,

нравственно

профессии,
достойном

личностное
труде

в

самовыражение

российском

в

обществе,

достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской

общеобразовательной

школе,

–

это

высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «Винницкий
образовательный центр»

является формирование у

обучающихся

духовно-нравственных ценностей,

способности

к

осуществлению

ответственного

выбора

собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к
успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию

личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются
важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации

Уклад задаёт порядок жизни общеобразовательной организации и
аккумулирует

ключевые

характеристики,

определяющие

особенности

воспитательного процесса. Уклад общеобразовательной организации удерживает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет
условия

и

средства

общеобразовательной

воспитания,
организации

отражающие
и

её

самобытный

репутацию

в

облик

окружающем

образовательном пространстве, социуме.
Основные характеристики особенностей условий воспитания в МБОУ
«Винницкий образовательный центр»
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по
созданию новых в

рамках

уклада

школьной жизни,

реализовывать

воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися
на уроках; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное
планирование, организацию, проведение и

анализ

самостоятельно

проведенных дел и мероприятий;
- инициировать

и

поддерживать

деятельность

детских

общественных

организаций (РДДМ «Движение Первых», ЮИД и «Орлята России»);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения,

работающие

по

школьным

программам

деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

внеурочной

- организовывать проф ориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы,
укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной
жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями,

направленную

на

совместное

решение

проблем

личностного развития обучающихся.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям. Здесь модуль — часть рабочей
программы воспитания, в которой описываются виды, формы и содержание
воспитательной работы в учебном году в рамках определённого направления
деятельности в общеобразовательной организации. Каждый из модулей обладает
воспитательным

потенциалом

с

особыми

условиями,

средствами,

возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и др.).
В Программе представлены описания воспитательной работы в рамках
основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации
общеобразовательных

программ

деятельность,

(урочная

внеурочная

деятельность и т. д
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных

предметов

для

формирования

у

обучающихся

российских

традиционных

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами

воспитания,

целевыми

ориентирами

результатов

воспитания;

реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
 побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения

со

сверстниками

общеобразовательной

и

педагогами,

организации,

соответствующие

установление

и

укладу

поддержку

доброжелательной атмосферы;
 организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями,

дающего

обучающимся

сотрудничества и взаимной помощи;

социально

значимый

опыт

 инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий:
Название

Направленность
1 класс

1.

2.

«Разговоры о важном»

«Орлята России»

3. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)

Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность
по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
2 класс

4.

«Разговоры о важном»

5.

«Орлята России»

6. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)

Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность
по религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
3 класс

7.

«Разговоры о важном»

8.

«Орлята России»

Еженедельные информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
Духовно-нравственная направленность по

9. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)

религиозным культурам народов
России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовноисторическому краеведению
Познавательная, научноисследовательская, просветительская
4 класс

10.

«Разговоры о важном»

11.

«Орлята России»

12.

«Спортивные игры»

13. «Хранители языка и традиций»
(вепсский язык)

Еженедельные информационнопросветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической
направленности
Духовно-нравственная направленность по
религиозным культурам народов России,
основам духовно-нравственной культуры
народов России, духовно-историческому
краеведению
Оздоровительно-спортивная
направленность
Познавательная, научноисследовательская, просветительская

Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на
решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает
позиции:
 планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
 инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование,

внеучебные

и внешкольные мероприятия, походы,

экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в

играх, беседах по нравственным проблемам;

результаты

наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами,

успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с
другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение

и/или

разрешение

конфликтов

между

учителями

и

обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
 организацию

и

проведение

регулярных

родительских

собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей,
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация

воспитательного

потенциала

основных

школьных

дел

предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все
классы;
 участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;
 церемонии

награждения

(по

итогам

учебного

периода,

года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
общеобразовательной организации, своей местности;
 социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием

социальных

партнёров,

комплексы

дел

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
 проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи
с

памятными

датами,

значимыми

событиями

для

жителей

поселения;

 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной
и др. направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
 внешкольные
направленности,

тематические

организуемые

мероприятия

педагогами

воспитательной

по

изучаемым

в

общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями,
представителями)

в

том

числе

обучающихся

совместно
с

с

родителями

привлечением

их

к

(законными

планированию,

организации, проведению, оценке мероприятия;
 литературные,

исторические,

экологические

и

другие

походы,

экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий, проживавших в этой

местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся

доверительными

взаимоотношениями,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
 размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,

духовной культуры народов России;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового

пространства

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-

патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной
организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
 разработку

и

популяризацию

символики

общеобразовательной

организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ, обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных

аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,

церемоний,

торжественных

линеек,

творческих

вечеров

(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится, как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
 создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского

сообщества

в Управляющем совете

общеобразовательной

организации;
 тематические
родительские

родительские

собрания

по

собрания

вопросам

в

классах,

воспитания,

общешкольные

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
 родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
 работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
 проведение тематических собраний (в том числе по инициативе

родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания,

консультации

психологов,

врачей,

социальных

работников,

служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
 родительские

форумы

на

интернет-сайте

общеобразовательной

организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
 участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
 привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
 при

наличии

среди

обучающихся

детей-сирот,

оставшихся

без

попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
МБОУ «Винницкий образовательный центр» предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов,
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав, обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении
календарного
деятельности

плана

и

реализации рабочей

воспитательной
в

работы, в

программы
анализе

общеобразовательной

воспитания,

воспитательной
организации.

Профилактика и безопасность
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ
«Винницкий образовательный центр» предусматривает:
 организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной

профилактической

обеспечения

как

безопасности

жизнедеятельности

условия

среды

успешной

воспитательной деятельности;
 проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов

(психологов,

конфликтологов,

коррекционных

педагогов,

работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков
в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами,

родителями,

социальными

партнёрами

(антинаркотические,

антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения,

противопожарной

безопасности,

антитеррористической

и

антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
 организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,

самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
 профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

—

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности

(в

том

числе

профессиональной,

религиозно-духовной,

благотворительной, художественной и др.);
 предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
 профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация

воспитательного

потенциала

социального

партнёрства

предусматривает:
 участие

представителей

организаций-партнёров,

в

том

числе

в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
 проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
Профориентация

Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
в МБОУ «Винницкий образовательный центр» предусматривает:
 проведение

циклов

профориентационных

часов,

направленных

на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
 экскурсии

на

предприятия,

в

организации,

дающие

начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы;
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.2. Нормативно-методическое обеспечение

На уровне школы локальные нормативные документы принимаются
Управляющим советом, в который входят педагоги, члены Совета родителей
и Совета старшеклассников.
1.

Должностные инструкции: заместителя директора по ВР, классного
руководителя в условиях введения ФГОС ООО, учителя, социального
педагога,

педагога-психолога,

преподавателя-организатора

ОБЗР, заведующего библиотекой.
2.

Положение о классном руководстве

3.

Положение о службе школьной медиации

4.

Правила внутреннего распорядка МБОУ «Винницкий образовательный
центр» для учащихся

5.

Программа воспитания НОО

3.3. Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными
потребностями

Необходимо создавать особые условия воспитания для категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с
инвалидностью,

с

ОВЗ,

из

социально

уязвимых

групп

(например,

воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.),
одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
школе;
 формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся,

содействие

повышению

уровня

их

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и
обучения детей с особыми образовательными потребностями и их
сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и
педагогических

приемов,

организацией

совместных

форм

работы

воспитателей, педагогов-психологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
В

школе

решена

адаптированная

образовательная

программа для детей с ОВЗ. В школе обеспечены условия охраны здоровья
обучающихся,

в

том

числе

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями здоровья. Обеспечен доступ в здание школы инвалидов и лиц
с

ограниченными

возможностями

здоровья.

3. 4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции школьников МБОУ «Винницкий образовательный
центр» решает следующие воспитательные задачи:


формирование у школьников активной жизненной позиции;



вовлечение школьников в совместную деятельность и активное
участие в ней.

В МБОУ

«Винницкий образовательный центр»

социальной успешности
жизненной

система

поощрения

и проявления

активной

позиции

организована

учеников

как

система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:


«Ученик года»;



«Класс года»;



«Учитель года»;



«Самый классный классный»;

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия
в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация
достижений участников осуществляется в виде портфолио в течение
учебного года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение
кандидатур

осуществляют

ученическая

конференция

педагогический
школы,

которые

совет

и общешкольная

принимают

решение

о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Портфолио конкурсанта должно включать:


артефакты признания – грамоты, поощрительные письма, фотографии
призов и т. д.;



артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи или
фото изделий и т. д.

Принципы поощрения, которыми руководствуется МБОУ «Винницкий
образовательный центр»:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа школьников.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
3. МБОУ

образовательный

«Винницкий
использует

сочетание

центр»

индивидуального

и

коллективного поощрения для стимулирования групп школьников
к

преодолению

межличностных

противоречий

между

получившими награду и не получившими ее.
4. Дифференцированность
разделены

на уровни

поощрений –
и типы

поощрения

наград,

что

и награды
поддерживает

стимулирующее действие системы поощрения.
Формы

поощрений

социальной

успешности

и проявлений

активной

жизненной позиции обучающихся МБОУ «Винницкий образовательный
центр»


объявление благодарности;



награждение грамотой;



вручение сертификатов и дипломов;

3.5. Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Винницкий образовательный
центр»

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся

на

уровне

начального

соответствующими ФГОС.

29

общего

установленными

Основным методом анализа воспитательного процесса в МБОУ
«Винницкий образовательный центр» является ежегодный самоанализ
воспитательной

работы

с

целью

выявления

основных

проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
30

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,

социальным

педагогом,

при

наличии)

с

последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является

наличие интересной, событийно

насыщенной и

личностно

развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
31

деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.

Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнёрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Дистанционные формы поддержки обучающихся с ОВЗ

Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР.pdf (скачать)
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения детей с ТНР.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».