Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР

Особенности реализации образовательной программы для
обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2).
Наряду с речевым недоразвитием у подростков с ТНР отмечается
недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности

его

распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена
вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В некоторых
случаях

наблюдаются

внимания. Обучающимся

апатия,
с

равнодушие,

ОВЗ

часто

вялость,

присуще

неустойчивость

безразличное

или

отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или
низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному
усвоению базовых знаний. Кроме того, недоразвитие речи снижает
возможности смысловой переработки текстов, предъявленных на слух.
Поэтому при организации обучения в дистанционной форме педагог
должен учитывать сниженную встречную познавательную активность детей.
В связи с этим:
- на начальных этапах перехода на дистанционное обучение
рекомендуется совместный просмотр видеоуроков учащимися и родителями
с дальнейшей возможностью их воспроизведения в удобное для семьи время.
Учащиеся основной школы при наличии устойчивой мотивации к обучению,
могут просматривать видеоматериалы самостоятельно. Полезно создать
видеотеку уроков, с тем чтобы дети могли еще раз просмотреть материал
видеозанятия в случае, если они не поняли с первого раза или недостаточно
усвоили его. Инициатива повторного просмотра может исходить как от
самого ребенка, так и от учителя или родителей.
- продолжительность он-лайн уроков должна быть небольшой – до 30
минут. В рамках индивидуального подхода для ряда учащихся (с
повышенной утомляемостью или возбудимостью) урок может быть разбит на
несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания;

- учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять
постепенно, используя

многократное, поэтапное повторение, частое

обращение к знаниям, полученным ранее;
- во время урока, практически на всех этапах, должна осуществляться
обратная связь с учащимися. Подача информации обучающимся с ТНР
должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог, на
комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать
превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций;
- должна сохраняться коррекционная направленность обучения.
Одно из этих направлений коррекционной работы - систематическое
расширение словарного запаса учащихся, т.е. развитие понимания значений,
слов и воспитание навыка их правильного употребления в самостоятельной
речи. У учащихся с ТНР затруднено спонтанное обогащение словарного
запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения
из контекста; характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что
приводит

к

быстрому

забыванию

изучаемого

словаря,

особенно

терминологического. Поэтому на каждом уроке, если будет изучаться новая
тема, необходимо проводить словарную работу. Особенно важно, чтобы во
время проведения видеозанятия проводить словарную работу с целью
формирования ориентировочной основы перед изучением нового материала.
Кроме того, необходимо чтобы список терминов в соответствии с
преподаваемым учебным предметом находился в визуальном доступе для
обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко, крупными
буквами, в них проставляется ударение. Кроме отдельных слов и терминов в
словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные
выражения, встречающиеся в тексте учебника, непонятные детям с
недоразвитием речи.
Успешному усвоению учебного материала препятствует не только
ограниченность словарного запаса школьников, но и нарушение понимания
синтаксических конструкций, включающих, например, страдательный залог,

инверсию, последовательную подчинительную связь слов и т.д. Известно,
что учебный текст требует неоднократного перечитывания, выделения
ключевых слов и словосочетаний. Однако учащиеся с патологией речи
читают текст поверхностно, основные усилия затрачивая на технику чтения.
Многое из прочитанного остается ими не понято. Поэтому необходимо
работать с текстом на каждом занятии, независимо от преподаваемого
предмета. При этом важно не столько читать текст вслух или про себя
целиком (за исключением уроков чтения в начальной школе), сколько учить
выделять главное в тексте. Учитель должен также обратить внимание на те
сложные синтаксические конструкции, которые встречаются в литературном
или научно-популярном тексте. Особенно это касается определений. В
процессе работы с определениями терминов и понятий необходимо
совместно с детьми переконструировать их так, чтобы формулировки были
понятны учащимся и доступны для воспроизведения. Как правило,
изменение определений и правил имеет свой целью приблизить их строй к
строю устной речи.
Понимание учебного материала должно находиться под постоянным
контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научноучебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать подругому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты
понял, о чем здесь написано?».

Если ученик, вместо того чтобы

воспроизвести смысл прочитанного своими словами, начинает перечитывать
текст еще раз, это значит, что смысл предложения (определения, правила,
задания к упражнению и т.п.) ему не ясен.
- при работе с подростками с дислексией и дисграфией необходимо, с
одной стороны, ограничить объем их работы с письменным (печатным)
текстом, с другой – требовать от них соблюдения правильного чтения и
грамотного письма.
- особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Оно должно
носить творческий характер и быть подготовленным в ходе видеозанятий.

Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное
перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие
домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения.
Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге
материала,

например,

предлагается

отыскать

в

тексте

ответы

на

поставленные учителем вопросы, карандашом отметить наиболее важные
мысли, подчеркнуть те предложения, которые могут служить планом
будущего ответа. Виды работ с текстом учебника разнообразны. В какой
мере и какие из них использовать - зависит от учителя; многое, конечно,
определяется уровнем речевого развития класса.
- необходимо проводить плановые проверочные и контрольные работы,
диктанты. В 5-7 классах проверочные и контрольные работы проводятся в
присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс
написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в
проверке работ по шаблону. Обсуждение проблем и ошибок полезно
проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет
включить их более активно в образовательный процесс.
Главный вывод: дистанционное обучение не должно полностью
дублировать процесс очного обучения. Оно имеет свои плюсы и минусы. Но
при

организации

дистанционного

обучения

необходимо

особенности проявления речевых и сопутствующих им дефектов.

учитывать


Наверх

Дистанционные формы поддержки обучающихся с ОВЗ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР.pdf (скачать)
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения детей с ТНР.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».