РП_астр 11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено
приказом директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Астрономия
рабочая программа
для 11 класса
(приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования)

Автор-составитель:
учитель физики
Киселева О.Е

Рабочая программа по астрономии составлена на основе образовательного стандарта по
астрономии1 для средних общеобразовательных школ и авторской учебной программы
по астрономии для средней школы2
УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, рекомендован Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования3 При составлении рабочей программы учтены «Методические рекомендации
по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне
среднего общего образования»4

Содержание рабочей программы
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
1

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 07. 06. 2017 г. № 506 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».)

Страут, Е. К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А.
Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. —
М. : Дрофа, 2017
2

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования. Приказ №253 от 31.03.2014 г. Строка в перечне
3

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20. 06. 2017 г. № ТС-194/08 «Об
организации изучения учебного предмета «Астрономия».
4

2

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.

Тематическое планирование
Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 20. 06. 2017 г. №
ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия», для обязательного
изучения астрономии из вариативной части учебного плана выделяется 35 часов, (т.е.

один час в неделю). Модель преподавания выбирается образовательной организацией
самостоятельно. Либо второе полугодие 10 класса и первое полугодие 11 класса. Либо
один час в неделю в 11 классе.
11 класс
№
п.п

Наименование раздела,
темы

Количество
часов

Из них
Лабораторные,
практические работы

Контрольные
работы

1

2.

Астрономия, ее значение и связь с
другими науками
Практические основы астрономии

7

1,2

№1

3.

Строение Солнечной системы

5

3,4

№2

4.

Природа тел Солнечной системы

8

5

№3

5.

Солнце и звезды

6

6

№4

6.

Строение и эволюция Вселенной

5

7

7.

Жизнь и разум во Вселенной

1

Итого

33

1.

3

Перечень фронтальных лабораторных работ
1. Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие
звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением
времени»,
2. Наблюдения (невооруженным глазом): «Движение Луны и смена ее фаз
3. Практическая работа с планом Солнечной системы.
4. Наблюдения: «Рельеф Луны»,
5. Наблюдения «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его
кольца и спутники»
6. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».
7. Наблюдения «Двойные звезды»
8. Наблюдения : «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность
Ориона», «Туманность Андромеды»
Контрольные работы по следующим темам:
1.
2.
3.
4.

к/р № 1 по теме «Практические основы астрономии».
к/р № 2 по теме по теме «Строение Солнечной системы».
к/р №3 по теме ««Природа тел Солнечной системы»
к/р №4 по теме «Солнце и звезды».

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе
являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —
ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; формирование позитивного отношения к людям, нравственного сознания
и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств
(чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества
4

со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе
представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания
по астрономии, отделение ее от лженаук;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно - схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
 осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщенные способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
 анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
5



менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником
и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.
д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/
решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе
представлены по темам.
В результате изучения темы « Астрономия, ее значение и связь с другими науками»
ученик должен:
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации
характеризовать особенности методов познания астрономии
описывать и объяснять: устройство и принцип работы телескопа.
В результате изучения темы «Практические основы астрономии» ученик должен:
Знать/ понимать:
Смысл понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное,
поясное, летнее и зимнее время ;
уметь:
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд
находить на небе:

6





основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, малая
Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус,
Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

В результате изучения темы «Строение Солнечной системы» ученик должен:
Знать/ понимать:
Смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, воспроизводить
исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица,
противостояния и соединения планет;
уметь:
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны,
суточные движения светил ;
характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, особенности
движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
В результате изучения темы «Природа тел Солнечной системы» ученик должен:
Знать/ понимать:
Смысл понятий: Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы,
планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,( астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
Основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной
системы из единого газопылевого облака;
уметь:
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; характерные
особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; явления метеора и болида,
последствия падения на Землю крупных метеоритов;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли; процессы, которые происходят при движении
тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; сущность астероиднокометной
опасности, возможности и способы ее предотвращения.
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
В результате изучения темы «Солнце и звезды» ученик должен:
Знать/ понимать:
7

Смысл понятий: звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год,
основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»,
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
уметь:
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд:
белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности; наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
механизм вспышек новых и сверхновых; этапы формирования и эволюции звезды;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины изменения
светимости переменных звезд;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
В результате изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» ученик должен:
Знать/ понимать:
смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое
излучение; основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
смысл физического закона Хаббла;
уметь:
характеризовать
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»; расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости сверхновых
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной; современные данные об ускорении расширения Вселенной
как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
В результате изучения темы «Жизнь и разум во Вселенной» ученик должен:
уметь :
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.

8

Календарно-тематический план
По астрономии
Класс 11
Количество учебных часов: 1 ч в неделю, всего 33 ч.
Планирование составлено на основе: Страут, Е. К. Астрономия. Базовый уровень. 11
класс: рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017
Учебна
я
неделя

Номер
урока

1

1

2
3
4
5
6
7
8

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12

9
10
11
12

13

13

14
15

14
15

16
17
18
19
20
21

16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27

22
23
24
25
26
27

28
29

28
29

Тема урока
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (1
час)
Предмет астрономии.
Практические основы астрономии ( 7 часов ).
Звёзды и созвездия
Небесные координаты и звёздные карты.
Видимое движение звёзд
Годичное движение Солнца по небу.
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь
Строение Солнечной системы (5 часов )
Развитие представлений о строении мира.
Конфигурация планет.
Законы движения планет Солнечной системы.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе.
Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Природа тел Солнечной системы ( 8 часов )
Общие характеристики планет.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение
Система Земля-Луна. Земля.
Система Земля-Луна. Луна.
Планеты земной группы
Планеты –гиганты
Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты.
Контрольная работа №1 «Природа тел Солнечной
системы».
Солнце и звезды (6 часов)
Состав и строение Солнца.
Солнечная активность.
Расстояния до звезд. Диаграмма «Спектр-светимость»
Двойные звёзды.
Переменные и нестационарные звезды
Контрольная работа №2 по теме «Солнце и звёзды»
Строение и эволюция Вселенной (5 часов ).
Наша Галактика
Области звездообразования. Проблема «скрытой» массы.

Виды,
формы
контроля

К.р.

К.р.

К.р.

К.р.

9

30
31
32

30
31
32

33

33

Разнообразие мира галактик. Квазары.
«Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв.
Жизнь и разум во Вселенной (1 час)
Жизнь и разум во Вселенной

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».