МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено
приказом директора № 129
от «31» августа 2021 г.
Русский язык
рабочая программа
для 10-11 класса
(приложение к основной образовательной программе
среднего общего образования)
Авторы-составители:
учителя русского языка
и литературы
Маймистова С.Н.
Радаева С.А.
Настоящая рабочая программа по русскому языку составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, авторской программы Гусаровой И. В. Русский язык: 10-11 классы. - М.:
Вентана-Граф, 2013 и реализована в учебниках:
Гусарова И. В. Русский язык: 10 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016
Гусарова И. В. Русский язык: 11 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений, профильный уровень. - М: Вентана-Граф, 2016.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены
стандартом.
На основании учебного плана школы предмет «Русский язык» в 10-11 классах
преподаётся на базовом уровне и составляет по 1ч асу в неделю в каждом классе.
(Количество часов по авторской программе составляет 3 часа в неделю.)
В рабочую программу 10 класса внесены следующие изменения:
Раздел программы
Количество
часов
по Количество
часов
по
авторской программе
данной рабочей программе
Введение в курс русского
1
0
языка 10 класса.
Модуль № 1. Общие сведения
4
1
о языке.
Модуль № 2. Речь как процесс
7
2
коммуникативной
деятельности.
Модуль № 3. Орфография.
2
1
Модуль № 4. Синтаксис и
7
2
пунктуация.
Модуль № 5. Становление и
3
1
развитие русского языка.
Модуль № 6. Текст как
2
1
результат речевой
деятельности.
Модуль № 7. Орфография.
2
1
Модуль № 8. Синтаксис и
6
2
пунктуация.
Модуль № 9. Краткая история
2
1
русской письменности и
реформы русского письма.
Модуль № 10. Виды речевой
4
1
деятельности и способы
информационной переработки
текста.
Модуль № 11. Орфография.
2
1 + 1 К.р.
Модуль № 12. Синтаксис и
7
1
пунктуация.
Модуль № 13. Лексика и
11
3
фразеология.
Модуль № 14.
5
1
Функциональные стили речи.
Модуль № 15. Орфография.
Модуль № 16. Синтаксис и
пунктуация.
Модуль № 17. Фонетика.
Модуль № 18. Нормы русского
литературного языка.
Модуль № 19. Орфография.
Модуль № 20. Синтаксис и
пунктуация.
Модуль № 21. Морфемика и
словообразование.
Модуль № 22. Русский речевой
этикет.
Модуль № 23. Орфография.
Модуль № 24. Синтаксис и
пунктуация.
ИТОГО
1
4
1
1
6
3
1 Р.р.
1
3
5
2
1
6
1
1
0
3
6
2
3 + 1 К.р.
103
34
В связи с тем, что в 10 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей
программе предусмотрены следующие изменения:
1. исключено вводное занятие и модуль № 23 русский речевой этикет;
2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь
урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные
уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;
3. дублируемые темы сокращены;
4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая
подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.
Содержание авторской программы не изменено.
В рабочую программу 11 класса внесены следующие изменения:
Раздел программы
Количество
часов
по Количество
часов
по
авторской программе
данной рабочей программе
Введение, вводный контроль.
2
0
Модуль № 25. Общее понятие
1
1
о морфологии
Модуль №26. Орфография
2
1
Модуль №27. Основные
3
1
качества хорошей речи
Модуль №28. Синтаксис и
3
2 (1 + 1р/р)
пунктуация
Модуль № 29. Служебные
3
1
части речи
Модуль №30. Орфография
2
1
Модуль №31. Нормы языка и
2
1
культура речи
Модуль №32. Синтаксис и
4
1
пунктуация
Модуль № 33. Имя
5
1
существительное как часть
речи
Модуль №34. Орфография
1
1
Модуль №35. Нормы языка и
культура речи
Модуль №36. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 37. Имя
прилагательное как часть речи
Модуль №38. Орфография
Модуль №39. Нормы языка и
культура речи
Модуль №40. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 41. Имя
числительное как часть речи
Модуль №42 Орфография
Модуль №43 Нормы языка и
культура речи
Модуль №44. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 45. Местоимение
как часть речи
Модуль №46. Орфография
Модуль №47. Нормы языка и
культура речи
Модуль №48. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 49. Глагол как часть
речи
Модуль №50. Орфография
Модуль №51. Нормы языка и
культура речи
Модуль №52. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 53. Причастие как
особая форма глагола
Модуль № 54. Орфография
Модуль № 55. Нормы языка и
культура речи
Модуль №56. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 57. Деепричастие
как особая форма глагола
Модуль №58. Орфография
Модуль №59. Нормы языка и
культура речи
Модуль №60. Синтаксис и
пунктуация
Модуль № 61. Наречие как
часть речи
Модуль №62. Орфография
Модуль №63. Нормы языка и
культура речи
3
1
4
2 (1 + 1к/р)
3
1
1
2
1
4
1
2
1
1
1
1
4
1
1
1
2
1
4
1
6
1
1
1
1
4
2 (1 + 1р/р)
3
1
2
1
1
4
1
1
1
2
1
3
2
1
2
2
2(1 + 1 к/р)
Модуль №64. Синтаксис и
пунктуация
ИТОГО
6
102
33
В связи с тем, что в 11 классе русский язык изучается на базовом уровне, в рабочей
программе предусмотрены следующие изменения:
1. исключено вводное занятие;
2. исключены уроки контроля по каждому блоку, проверочные работы проводятся не весь
урок, а часть урока в форме самостоятельной работы или проверочного теста; отдельные
уроки выделяются только на итоговый контроль по результатам полугодия;
3. дублируемые темы сокращены;
4. темы внутри каждого модуля объединяются в уроки-блоки, предполагается сжатая
подача теоретического материала в форме обобщающих таблиц и схем.
5. некоторые модули объединены в связи с их близкой тематикой.
Содержание авторской программы не изменено.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка в 10-11 классе на базовом уровне учащийся должен
добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) осознание русского языка как духовной. Нравственной и культурной ценности
народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому
использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении;
сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения
в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
6) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности его великом будущем;
7) сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного
и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок,
осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
8) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
9) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской,
проектной, коммуникативной и др.;
10) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
11) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения
общечеловеческих нравственных ценностей;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного
содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая
внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения
целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность
умений
лингвистического
анализа
текстов
разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) владение различными приёмами редактирования текстов;
8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической деятельности;
9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения
в
процессе
чтения
и
интерпретации
художественныхпроизведений4
10) владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста, в том числе новинок современной литературы;
11) умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского
и других народов.
1. Учащиеся должны знать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного
русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
2. Учащиеся должны уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного
текста
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных
задач;
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского
языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
2. Содержание программы курса «Русский язык»
10 класс
Введение в науку о языке.
Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский
язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место среди других
знаковых систем. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка:
коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная),
эстетическая. Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей
славянских народов (краткие сведения). Краткая история русской письменности.
Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном
русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация
нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая
выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная
(стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского
литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки,
вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные
тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система.
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные
единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные
отношения между языковыми единицами.
Фонетика.
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема.
Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно
правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология.
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка;
их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика
русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы
употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.
Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование.
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.
Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные
способы образования частей речи в русском языке. Словообразовательные средства
выразительности речи.
Морфология.
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи.
Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы
частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис.
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения
синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное
и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки
предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и
экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи
координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных
членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных
предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как
семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая
единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с
параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический
вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные
явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной
интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным
языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических
текстов и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических,
разговорных текстов.
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной
литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. Средства
словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Художественный
текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация.
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1)
правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление
прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического
сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и
система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;
2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями
сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки
препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое
членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков
препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Содержание,
обеспечивающее
(языковедческой) компетенции
11 класс
формирование
языковой
и
лингвистической
Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской
Федерации. Русский язык в современном мире. Язык как особая система знаков; её место
среди других знаковых систем.
Основные функции языка: коммуникативная,
когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Русистика
как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в
развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Формы существования русского национального языка.
Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы
в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор,
вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая).
Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные
отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции
развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные
нормативные словари, справочники, пособия.
Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема.
Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные
особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная
функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной
речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология. Слово – основная единица языка. Системные отношения в
лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии,
антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения,
активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,
пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов.
Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.
Морфемика
и
словообразование.
Морфемы
корневые
и
аффиксальные,
словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Словообразовательные средства
выразительности речи.
Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические
формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема
классификации частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические и
синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их
грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая
омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства
выразительности речи.
Синтаксис. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства
выражения синтаксической связи. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи
в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки
предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и
экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа
предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи
квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных
предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Прямая и
косвенная речь. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический
вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Трудные
случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов
и их основных жанров. Разговорная речь и ее особенности. Лингвистический анализ
научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Язык
художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в
отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их
использования. Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация. Разделы современной русской орфографии и
основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и
раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса
слов; 5) правила графического сокращения слов. Принципы современной русской
пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из
них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого
предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки
препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков
препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и
пунктуации.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое
общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой
деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и
непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и ее
компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые
намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации
общения. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых
средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их
предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо)
и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.
Особенности
диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности.
Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов,
дискуссиях, полемике. Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приемами
совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительноизучающего, ознакомительно-реферативного и др. Информационная переработка текстов
различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте,
логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Совершенствование
культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры
научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим
учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Основные
жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.
Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная
формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях
официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров:
заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка
к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала.
Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств
оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации
и сферы общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры
разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику,
жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. Совершенствование умений оценивать
устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления,
уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание,
обеспечивающее
формирование
культуроведческой
компетенции
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных
национальнокультурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база
литературных языков. Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национальнокультурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Название раздела
Язык и речь
Тема урока
Основные функции языка. Язык и речь.
Формы речи, их различия. Монолог и диалог.
Проблема текста
Орфография
Правописание сложных слов.
Синтаксис
и Словосочетание.
Общая
характеристика
типов
пунктуация
предложений.
Знаки препинания при диалоге, прямой речи и
цитировании.
Происхождение
и
этапы
развития
русского
литературного языка.
Основные признаки текста.
Употребление прописных и строчных букв.
Главные члены двусоставного предложения.
Виды односоставных предложений. Контроль по Блоку
№2.
Принципы
русской Принципы русской орфографии.
орфографии
Способы информационной переработки текста.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.
Итоговый контроль за 1 Контрольная работа
полугодие.
Второстепенные члены предложения. Типы неполных
предложений.
Лексика
Типы лексических значений слова
Лексика русского языка с точки зрения активного и
пассивного запаса и сферы употребления
Классификация фразеологизмов.
Стили речи
Стили письменной речи.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Контроль в
ЕГЭ
Орфография
Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Знаки препинания в ССП. Контроль по Блоку №4.
Предмет фонетики. Фонетическая транскрипция.
формате Контрольная работа
Понятие языковой нормы.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Правописание приставок. Проверяемые гласные и
.
согласные.
Общая характеристика СПП. Виды придаточных.
Способы словообразования.
Правописание гласных и согласных в корнях слов. ОЁ после шипящих и Ц в разных морфемах
И-Ы после Ц в разных морфемах.
Итоговая контрольная Контрольная работа
работа формата ЕГЭ.
Синтаксис
и Знаки препинания в БСП.
пунктуация
Сложные синтаксические конструкции.
Итого: 34 часа
11 класс
№
урок
а
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименования раздела
Тема урока
Морфология как раздел
грамматики
. Междометие.
Правописание НЕ с различными частями речи
Основные качества хорошей речи.
Знаки препинания при междометиях и обращении
Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ
Предлог, союз, частица как часть речи.
Правописание служебных частей речи. Различение
частиц НЕ и НИ.
Употребление предлогов и союзов
Знаки препинания при вводных словах и вставных
конструкциях.
Лексико-грамматические разряды и категории имен
существительных.
Правописание окончаний и суффиксов имён
существительных.
Употребление форм имён существительных.
Однородные члены предложения.
Итоговый контроль за 1 полугодие.
Правописание суффиксов прилагательных.
Употребление форм имён прилагательных
Знаки препинания при обособленных определениях
Разряды числительных по составу и по значению.
Склонение числительных. Обособленные уточняющие
дополнения.
Разряды
местоимений
по
значению
и
их
словообразование
Служебные части речи
8.
9.
10.
Имя существительное
.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
Имя прилагательное
.
20.
Местоимение
Имя числительное
21.
22.
23.
Глагол
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Причастие
30.
31.
Наречие
32.
33.
Деепричастие
.
Итого: 33 часа
Правописание местоимений.
Знаки препинания при союзе КАК.
Правописание глаголов.
Знаки препинания при обособленных приложениях
Особенности употребления форм глагола.
Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ
Формы причастий. Образование и склонение причастий
Знаки препинания при обособленных определениях.
Правописание
гласных
перед
суффиксами
деепричастий
Знаки препинания при деепричастных оборотах.
Классификация
наречий.
Степени
сравнения.
Правописание наречий.
Обособление уточняющих членов предложения.
Итоговая контрольная работа