РП_ физика 7-9 (1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено
приказом директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Физика
рабочая программа
для 7-9 классов
(приложение к основной образовательной программе
основного общего образования)

Авторы-составители:
учителя физики
Прокачёва Г.А., Киселева О.Е.

Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011; Примерной программы
основного общего образования по физике. 7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А.
Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
Рабочей программы по физике для 7-9 классов. Авторы: А.В. Н.В. Филонович, Е.М.
Гутник.
Преподавание курса «Физика» в 7-9 классе ориентировано на использование
учебников, которые входят в Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067:

А.В. Перышкин Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений.- М.: Дрофа, 2018 г.

А.В. Перышкин Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений.- М.: Дрофа, 2018 г.

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2018 г.
Программа рассчитана на изучение базового курса физики учащимися 7-9 классов
в течение 202 часов (в том числе в 7 классе - 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю,
в 8 классе - 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю и в 9 классе - 66 учебных часов,
из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Винницкая школа интернат».
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
 сформированность ценностей образования, личностной значимости физического
знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов
познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса
диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента
общечеловеческой культуры в историческом контексте.
 мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и
совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного,
феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные
учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной
деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.

ПознавательныеУУД включают общеучебные, логические, знаковосимволические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и
соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование,
декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области
знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение
отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием
различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические
УУД,
обеспечивающие
конкретные
способы
преобразования учебного материала, представляют действия
моделирования,
выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного;
отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и
физических законов;
 описывать и объяснять физические явления;
 использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
 решать задачи на применение физических законов;
 осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области
«Физика»;
 использовать физические знания в практической деятельности и
повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях:
базовом и повышенном (прописанном курсивом).
По окончании 9 класса предполагается достижение обучающимися уровня
образованности
и
личностной
зрелости,
соответствующих
Федеральному
образовательному стандарту, что позволит обучающимся успешно сдать государственную
итоговую аттестацию, достигнуть социально значимых результатов в творческой
деятельности, способствующих формированию качеств личности, необходимых для
успешной самореализации.
Механические явления
Выпускник научится:

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость,
равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача
давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое
движение;

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества,
сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;

различать
основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта;

решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и
формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса
тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота

колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её
решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;

приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых
источников энергии; экологических последствий исследования космического
пространства;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии,
закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:

распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение
объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные
способы теплопередачи;

описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон
сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;

различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых
тел;

решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах,
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя
энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота
плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент
полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи
выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и
проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:


использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий
работы
двигателей
внутреннего
сгорания
(ДВС),
тепловых
и
гидроэлектростанций;

приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в
тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие
магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с
током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
дисперсия света;

описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя
физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;

анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома
для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;

решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические
величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического
сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников);
на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;


приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца и др.);

приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;

находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:

распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период
полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;

анализировать квантовые явления, используя физические законы и
постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом;

различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;

приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые
организмы; понимать принцип действия дозиметра;

понимать экологические проблемы, возникающие при использовании
атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы
использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:

различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения
Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами
мира.
Выпускник получит возможность научиться:


указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой
звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура),
соотносить цвет звезды с её температурой;

различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
2. Содержание тем учебного предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод
познания. Наука и техника.
Механические явления. Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость —
векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение.
Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости
от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение.
Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного
движения от времени движения. Равномерное движение по окружности.
Центростремительное ускорение.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса —
скалярная величина. Плотность вещества. Сила—векторная величина. Второй закон
Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр
тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие
плавания тел.
Условия равновесия твёрдого тела.
Законы сохранения импульса и механической энергии.Механические
колебания и волны
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного
действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование
колебаний в технике.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства
газов, жидкостей и твёрдых тел.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача.
Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение.
Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых
процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.
Экологические проблемы теплоэнергетики.

Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон
сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор.
Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление.
Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для
участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля —
Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле
тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитные
колебания.
Электромагнитные
волны.
Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света.
Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и
оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Квантовые явления
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс.
Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические
проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая
природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

3. Тематическое планирование
7 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Итого

Содержание программы
Введение.
Первоначальные сведения о
строении вещества.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел,
жидкостей и газов.
Работа и мощность. Энергия.

Количество
Количество
лабораторных
часов
работ
4
1
6
1

Количество
контрольных
работ
-

21
23
14

5
2
2

1
2
1

68

11

4

8 класс
№ п/п

Содержание программы
Тепловые явления.
Электрические явления.
Электромагнитные явления
Световые явления

1
2
3
4
Итого

Количество
Количество
лабораторных
часов
работ
23
3
29
5
5
2
11
2
68

11

Количество
контрольных
работ
2
5
1
1
9

9 класс
Полугодие
1
2
3
4
5
Итого

Содержание программы
Законы взаимодействия и
движения тел
Механические колебания и
волны. Звук.
Электромагнитное поле.
Строение атома и атомного ядра.
Строение и эволюция Вселенной.

Количество
Количество
лабораторных
часов
работ
23
2

Количество
контрольных
работ
2

12

1

1

16
11
4

1
3
-

1
1
-

66

7

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».