МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Утверждено приказом директора № 129 от «31»_августа 2021г. Математика рабочая программа для 5-8 классов (приложение к основной образовательной программе основного общего образования) Автор-составитель: учитель математики и информатики Епишкина Н.Н. 1 Рабочая программа учебного предмета «Математика»5-6 классов составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по математике. За основу рабочей программы взяты Примерные программы основного общего образования. Математика 5-6 классы/сост. Т.А. Бурмистрова/ – М.: «Просвещение», 2016. Программа соответствует учебнику по метематике: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова «Математика. 5 класс», «Математика. 6 класс» Рассчитана на 376 ч.: 5 класс - 5ч/нед., всего-170 часов; 6 класс - 5ч/нед., всего- 170 часов. 1. Планируемые результаты освоения курса «Математика» в 5-6 классах Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: Личностные результаты умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные результаты первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные результаты: 2 овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования; развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; овладение геометрическим языком; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. На конец обучения, в результате освоения учебного курса « Математика» в 5-6 классах ученик научится: Рациональные числа Выпускник научится: 1) понимать особенности десятичной системы счисления; 2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел; 3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; 4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа; 5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора; 6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты. Выпускник получит возможность: 1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; 2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; 3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Действительные числа Выпускник научится: 1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел; 2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях. Выпускник получит возможность: 1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике; 2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби). Измерения, приближения, оценки Выпускник научится:использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин. Выпускник получит возможность: 1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближён- 3 ных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; 2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных. Наглядная геометрия Выпускник научится: 1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; 2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; 3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда; 4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; 5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда. Выпускник получит возможность: 1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; 2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; 3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов. 2. Содержание учебного предмета «Математика» АРИФМЕТИКА. Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами. Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами. ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ. Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение 4 неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ. КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна. НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. 3. Тематическое планирование 5 класс. Всего – 170 часа Линии (7ч.) Натуральные числа (15 ч.) Действия с натуральными числами (22 ч.) Использование свойств действий при вычислениях (10ч.) Многоугольники (6ч.) Делимость чисел (17 ч.) Треугольники и четырёхугольники (8 ч.) Дроби (18 ч.) Действия с дробями (33 ч.) Многогранники (9 ч.) Таблицы и диаграммы (6 ч.) Повторение (20 ч.) 6 класс. Всего – 170 часа Дроби и проценты (18ч.) Прямые и плоскости в пространстве (8ч.) Десятичные дроби (9ч.) Действия с десятичными дробями (30ч) Окружность (8ч) Отношения и проценты (15ч) 5 Симметрия (6ч) Выражения, формулы, уравнения(16ч) Целые числа (13ч) Множества. Комбинаторика.(11ч.) Рациональные числа (16ч.) Многоугольники и многогранники(10ч.) Повторение (10ч.) Поурочно-тематическое планирование. 5 класс № урока Тема урока Кол-во часов по теме Линии (7ч.) 1-7 8-22 23-44 45-53 54-59 60-76 Разнообразный мир линий Прямая. Части прямой. Ломаная. Длина линии. Окружность. Натуральные числа (15 ч.) Чтение и запись натуральных чисел Сравнение чисел Числа и точки на прямой Округление натуральных чисел Перебор возможных вариантов Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №1 Работа над ошибками Действия с натуральными числами (22 ч.) Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление Прикидка и оценка Нахождение неизвестных элементов деления и умножения Решение задач Порядок действий в вычислениях Решение задач на порядок действий в вычислениях Степень числа Задачи на движение: в противоположных направлениях Задачи на движение: навстречу друг другу Задачи на движение по реке Контрольная работа №2 Использование свойств действий при вычислениях (9ч.) Переместительное и сочетательное свойства Распределительное свойство Задачи на части Задачи на уравнивание Контрольная работа №3 Многоугольники (6ч.) Измерение углов Ломаные и многоугольники Делимость чисел (17 ч.) Делители и кратные Простые и составные числа Делимость суммы и произведения 1 1 1 2 2 2 2 2 2 4 1 1 1 5 3 1 1 2 2 1 2 1 1 2 1 1 3 2 2 1 3 3 2 2 3 6 77-84 85102 103135 136144 146150 151170 Признаки делимости Деление с остатком Разные арифметические задачи Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 Работа над ошибками Треугольники и четырёхугольники (8 ч.) Треугольники и их виды Прямоугольники Равенство фигур Площадь прямоугольника Единицы площади Дроби (18 ч.) Доли Что такое дробь Основное свойство дроби Приведение дробей к общему знаменателю Сравнение дробей Натуральные числа и дроби Случайные события Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №5 Работа над ошибками Действия с дробями (33 ч.) Сложение дробей Сложение смешанных дробей Вычитание дробных чисел Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №6 Работа над ошибками Умножение дробей Деление дробей Нахождение части целого и целого по его части Задачи на совместную работу Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №7 Работа над ошибками Многогранники (9 ч.) Геометрические тела и их изображение Параллелепипед Объём параллелепипеда Пирамида Развертки Таблицы и диаграммы (6 ч.) Чтение и составление таблиц Чтение и построение диаграмм Опрос общественного мнения Повторение (20 ч.) Использование свойств действий при вычислениях Дроби. Действия с дробями Многоугольники Периметр и площадь многоугольников Текстовые задачи на движение Текстовые задачи на совместную работу 4 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 3 2 3 2 2 1 1 1 3 3 6 1 1 1 4 4 4 3 1 1 1 1 2 3 1 2 2 2 2 2 2 1 1 3 3 7 Чтение и построение диаграмм Объём параллелепипеда Элементы геометрии Подготовка к итоговой контрольной работе Итоговая контрольная работа Анализ контрольной работы Работа над ошибками 1 1 1 1 2 1 1 Поурочно-тематическое планирование. 6 класс № урока 1-18 19-26 27-35 36-65 66-73 Тема урока Дроби и проценты (18ч) Основные сведения о дробях Вычисления с дробями «Многоэтажные» дроби Решение основных задач на дроби Понятие процента Вычисление процента от величины Диаграммы КР №1 «Дроби и проценты» Анализ контрольной работы Прямые на плоскости и в пространстве(8ч) Пересекающиеся прямые Параллельные прямые Расстояние Десятичные дроби (9ч.) Десятичная запись дробей Десятичные дроби и метрическая система мер Перевод обыкновенной дроби в десятичную Сравнение десятичных дробей КР №2 «Прямые на плоскости и в пространстве. Десятичные дроби» Анализ контрольной работы Действия с десятичными дробями (30ч) Сложение десятичных дробей Вычитание десятичных дробей Умножение и деление десятичных дробей на 10,100,1000,… Умножение десятичной дроби на натуральное число Умножение десятичной дроби на десятичную дробь Деление десятичной дроби на натуральное число Представление обыкновенной дроби в виде десятичной Деление десятичной дроби на десятичную дробь Деление десятичных дробей Округление десятичных дробей Задачи на движение в противоположных направлениях Задачи на движение в одном направлении КР №3 «Действия с десятичными дробями» Анализ контрольной работы Окружность (8ч) Окружность и прямая. Касательная к окружности Две окружности на плоскости Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника Виды треугольников Цилиндр, конус, шар Кол-во часов по теме 2 2 2 3 2 3 2 1 1 2 3 3 2 1 2 2 1 1 2 2 3 2 3 2 1 2 4 3 2 2 1 1 2 2 1 1 1 8 74-88 89-94 95110 111123 124134 135150 151160 Сечения круглых тел. Развертки конуса и цилиндра Отношения и проценты (15ч) Отношения двух величин Масштаб Пропорция Деление в данном отношении Выражение процентов десятичной дробью Увеличение или уменьшение величины на некоторое количество процентов Решение задач на проценты Отношение двух величин в процентах КР №4 «Окружность. Отношения и проценты» Анализ контрольной работы Симметрия (6ч) Осевая симметрия Плоские и пространственные симметричные фигуры Центральная симметрия Выражения, формулы, уравнения(16ч) Математические выражения и предложения Вычисление значений выражений Формулы. Вычисления по формулам Вычисления по формулам длины окружности, площади круга, объёма шара Решение простейших уравнений Решение текстовых задач с помощью уравнений КР №5 «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия» Анализ контрольной работы Целые числа (13ч) Положительные и отрицательные числа Координатная прямая Правила сложения целых чисел Правила вычитания целых чисел Правила умножения и деления целых чисел Решение уравнений с целыми числами Множества. Комбинаторика.(11ч.) Множество и его подмножества Объединение и пересечение множеств. Разность множеств Использование кругов Эйлера при решении задач Решение комбинаторных задач КР №6 «Целые числа. Множества. Комбинаторика» Анализ контрольной работы Рациональные числа (16ч.) Какие числа называются рациональными Сравнение рациональных чисел. Модуль числа Сложение и вычитание рациональных чисел Умножение и деление рациональных чисел Действия с рациональными числами Координаты Прямоугольные координаты на плоскости КР №7 « Рациональные числа» Анализ контрольной работы Многоугольники и многогранники(10ч.) Параллелограмм Виды параллелограммов Равновеликие и равносоставленные фигуры Вычисление площадей 1 1 1 1 3 1 2 1 3 1 1 2 2 2 2 2 3 2 2 3 1 1 1 2 3 3 3 1 2 2 2 3 1 1 2 2 2 2 1 2 3 1 2 2 2 2 9 161170 Призма 2 Повторение (10ч.) Действия с десятичными дробями Действия с рациональными числами Отношения и проценты Выражения, формулы, уравнения КР №8 «Итоговая работа по курсу 6 класса» Анализ контрольной работы 2 2 2 2 1 1 10