РП родная литература 5-9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено приказом
директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Родная литература (русская)
рабочая программа
для 5-9 классов
(приложение к основной образовательной программе
основного общего образования)

Авторы-составители:
учителя русского языка
и литературы
Радаева С.А.,
Маймистова С.Н.

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература(русская)» разработана для
обучения учащихся 5 - 9 классов в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
•
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
•
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
с учетом:
•
Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
•
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
•
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
•
перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской
Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
•
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
•
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования;
•
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.
Объект изучения в учебном процессе - литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в
процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя,
по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и

др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно
формирующихся на уроках родной литературы.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех
этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности
процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами
школы.
Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный
предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной (русский)
язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи
учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения предмета «Родная (русская) литература»
являются:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять
особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической
и эстетической проблематики произведений;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи междуними, постепенно переходя к анализу текста;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы;
- вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения,
эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную
или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать свою точку зрения;
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
- работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;
- формирование
и
развитие
экологического
мышления, умение
применять его
в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

2. Содержание учебного предмета
5 класс
ВВЕДЕНИЕ. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные
элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор,
художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Фольклор — коллективное устное народное
творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная
природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и
индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные
песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Начало письменности у восточных славян и
возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как
литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и
их подвиги во имя мира на родной земле. Летопись (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о
жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов
— учёный, поэт, художник, гражданин. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры
литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские
баснописцы XVIII века:А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). Аллегория как форма
иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный
характер басен. Своеобразие языка басен. Понятие об эзоповом языке.
В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковскийсказочник). «Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение
«Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые
любовью няни, её сказками и песнями. Поэма «Руслан и Людмила» — собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского
изведения. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные
представления).
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» — повесть из книги
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий,
сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения:) Поэтические картины народной
жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании
образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Фантастика (развитие
представлений). Юмор (развитие представлений).
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети».
Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные
силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Эпитет (развитие
представлений).
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказы из сборника «Записки охотника
(по выбору). Духовные и нравственные проблемы рассказов. Портрет, пейзаж (развитие
представлений). Литературный герой (развитие представлений).
А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная,
яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение
красоты жизни.
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и
невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь героев как средство создания
комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор). Ф. И. Тютчев. «Зима недаром
злится...», «Как верея охот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», ... Н.
Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);
А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».
Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Русская литературная сказка XX века (обзор). П. П. Бажов. Краткий рассказ о
писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность,
добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному
мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр
литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Заячьи лапы». Доброта и
сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать
месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом
— традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные
представления). Пьеса-сказка.
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный
герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —
жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.
Оптимистическое восприятие окружающего мира. Фантастика в литературном
произведении (развитие представлений).
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические
подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз
мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети —
обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной
войне.
Произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню — долгий зимний
вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка», Н. Рубцов. «Родная
деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о
Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и
осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки
и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в
лирических стихотворениях.
6 класс
ВВЕДЕНИЕ. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Обрядовый фольклор. Произведения
календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние
обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества.
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие
тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Повесть временных лет. Русская летопись.
Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма,
ума, находчивости).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Русские басни. И. И. Дмитриев. Рассказ о
баснописце. (Басни по выбору учителя). Противопоставление труда и безделья.
Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного
языка XVIII столетия. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы. «Повести покойного Ивана
Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного
автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.
Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
Эпитет,
метафора,
композиция (развитие
понятий). Стихотворное послание
(начальные представления).
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство
одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём

сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На
севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром.
Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Антитеза. Двусложные
(ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные
представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Сборник рассказов «Записки охотника»
(рассказы по выбору учителя). Сочувственное отношение к крестьянам. Духовный мир
русского народа. Пытливость, любознательность, впечатлительность, талант. Роль картин
Природы в рассказах. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие
представлений).
А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,
«Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в
лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое
как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной
лирике. Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины
подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта
поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль
пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор.
Значение риторических вопросов в стихотворении. Стихотворные размеры (закрепление
понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как
источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль
художественной детали. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. Полонский. «По горам
две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как
воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное
вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Теория литературы.
Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и
романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к
героям.
Н. М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В
горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Отличительные черты характера лирического героя.
Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно
за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед
весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине

в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются. В. М. Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и
«Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в
литературе.

7 класс
ВВЕДЕНИЕ. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к
нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Предания. Поэтическая автобиография народа.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них
духа народного языка. Устная народная проза. Афористические жанры фольклора
(развитие
представлений).
Героический
эпос
(начальные
представления).
Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления). Сборники
пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Повесть временных лет». Отрывок «О
пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория
литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте.
«Река времён в своём стремленьи…», «На птичку...», «Признание». Размышления о
смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный
всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес
Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление
полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник
«Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл
сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней
Руси. Баллада (развитие представлений). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о
труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования
и как завет будущим поколениям. Повесть (развитие представлений).
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Когда волнуется желтеющая нива…»,
«Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии,
о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты
жизненных сил, связанное эй природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни
трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам,

символизирующим ожидаемое на земле. Фольклоризм литературы (развитие
представлений).
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян,
авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя.
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственности и
человеческие взаимоотношения. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня
Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся
вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических
поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха
(развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра
(начальные представления).
А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь
Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.
Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ
о писателе. «Дикий помещик». (Для самостоятельного» чтения.) Гротеск (начальные
представления). Ирония (развитие представлений).
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А. П. Чехов. Краткий рассказ о
писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл
названия рассказа. «Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой
рассказа: гость взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство
простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)
М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»),
«Челкаш». (Для внеклассного чтения.) Понятие о
теме и
идее произведения
(развитие представлений). Портрет
как
средство характеристики героя (развитие
представлений).
В. В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и
общества. Словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда
на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание
лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение
знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям
нашим меньший, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чём плачут лошади»? Эстетические и
нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы.
Литературные традиции.

Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила
внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей,
взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского
мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от
собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» (обзор) Стихотворения о Родине, родной природе, собственном
восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).
Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через
описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы
русскими поэтами.
А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль —
макушка лета…», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и
природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Лирический герой (развитие
понятий).
8 класс
ВВЕДЕНИЕ.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской
литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. В мире русской народной песни (лирические,
исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый
песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие
тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. (по выборку учителя).
Особенности содержания и формы народных преданий.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Из «Жития Александра Невского». Защита
русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и
его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской
повести и жития. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений).
Сатирическая повесть как древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Д. И. Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина. Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы
воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые
характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о
классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум
современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич —
главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель.
Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Дума (начальное
представление).

А. С. Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в
литературе. Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение
любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы
дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный
стержень сообщества избранных. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина
(«История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая
Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в
художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и
народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт
«бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в
историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение
частного взгляда на отечественную историю.
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и
воплощение этих тем в его творчестве. Кавказ в лирике М.Лермонтова. Лирический
герой, пейзаж, авторская позиция.
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической
теме в художественном произведении. «Шинель». Образ «маленького человека» в
литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество,
косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность
этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого
чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль
фантастики в художественном произведении.
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской
литературы в Европе). Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских
характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«Сказки» (По выбору учителя). Художественно-поэтическая сатира на современные
писателю порядки. Ирония писателя-гражданина. Теория литературы. Гипербола, гротеск
(развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество.
Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания
образа в рассказе. Рассказ (развитие представления).
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. А. С. Пушкин. «Цветы
последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А.
Фет. «Первый ландыш»', А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви
и упущенном счастье. Психологизм художественной литературы (начальные
представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её
современное звучание и смысл.
С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на
историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в
разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина.

Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая
поэма (начальные представления).
И. С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого
пути). «Как я стал писателем». Рассказ
о
пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары,
воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение
исторических событий. М.Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник».
(Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.
М. А. Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и
реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на
крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая
энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский
характер Василия Тёркина — сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника
родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в
поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь юра и литературы. Композиция поэмы. Восприятие
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Фольклоризм
литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции
(начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 -1945 годов (обзор) Традиции в
изображении боевых подвигов народа и во- будней. Героизм воинов, защищающих свою
Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава.
«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин.
«Дороги» Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер, отражение в лирической песне сокровенных чувств
и переживаний каждого солдата.
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Последний поклон»
(главы по выбору учителя). Автобиографический характер повести. Теория литературы.
Герой-повествователь (развитие явлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег», Д.
Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи
мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без
России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо.
«Бабье
лето»; И.
Бунин. «У
птицы
есть
гнездо...». Общее и индивидуальное в
произведениях, поэтов Русского зарубежья о Родине.
9 класс
ВВЕДЕНИЕ. Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной
литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и
развитие творческой самостоятельности. Литература как искусство слова (углубление
представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Беседа о древнерусской литературе.
Самобытный характер русской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Характеристика русской литературы
XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова. Ода как жанр лирической поэзии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в
творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны
и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и
вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»
— пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный, мир
героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный
образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю»,
«Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё,
быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно
близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы,
прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных,
философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы,
красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике, особенности ритмики, метрики и
строфики пушкинской поэзии. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в
двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Поэма
«Цыганы». Образ автора и лирического героя. Нравственные проблемы в поэме. Поэма,
лирический герой, авторская позиция. Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр
(развитие понятия).
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики. «Смерть
Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не
тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой
портрет….», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные
мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества.
Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные
святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер
лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Сборник рассказов «Миргород». Тематика
и круг проблем рассказов. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер
комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Беседа
о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
М. А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия
рассказа. Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого человека, воина и труженика военного подвига, непобедимости человека. Автор
и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней
природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Реализм в художественной
литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
А. И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы.
Трагизм героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление
понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор) . Общий обзор и изучение трёх монографических
тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров,
видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле
возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в
лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская
глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии.
Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо
Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы
рифмовки (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX - XX ВЕКОВ
А. С. Пушкин. «Певец», М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка», А. К. Толстой. «Средь
шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...», А. А. Сурков «Бьется в
тесной печурке огонь...», К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...», Н. А. Заболоцкий.
«Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, поэм словесного и
музыкального искусства выражающий мысли, настроения человека.

3. Тематическое планирование
5 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Итого – 34 ч

Количество учебных часов
1
1
1
2
14
15

6 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Итого – 34 ч

Количество учебных часов
1
1
2
1
22
7

7 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Итого – 34 ч

Количество учебных часов
1
1
1
1
14
16

8 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Итого – 34 ч

Количество учебных часов
1
1
1
1
17
13

9 класс
Раздел
Введение
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков
Итого – 33 ч

Количество учебных часов
1
1
1
17
9
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».