РП литература 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено приказом
директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Литература
рабочая программа
для 5-9 классов
(приложение к основной образовательной программе
основного общего образования)

Авторы-составители:
учителя русского языка
и литературы
Радаева С.А.,
Маймистова С.Н.

Рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе требований к
результатам основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения
(утверждён 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 189), в
соответствии с рекомендациями Примернойпрограммы по литературе (Примерные
программы по учебным предметам. Литература. 5-9 класс, - М.: «Просвещение», 2011); с
авторской программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы под
редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв,
В.И.КоровинИ.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы
общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение»
2011г.)
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам,
фольклорным образам, «традиционным» фольклорным приемам в различных ситуациях
речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами
других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
٧
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для
развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа,
формирования представлений о русском национальном характере,
٧
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и
былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок
и былин

٧
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения,
٧
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях,
٧
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию,
٧
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий
интонационный рисунок «устного рассказывания»,
٧
пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для
народных сказок художественные приемы,
٧
выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной,
٧
видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:сравнивая сказки, принадлежащие
разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом русского и своего народов),
٧
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая
свой выбор,
٧
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии,
٧
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,
былину и сказание), определять черты национального характера,
٧
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками,
٧
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов
на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII века. Русская литература
XIX–XX веков. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:осознанно воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его
смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских
ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
٧
воспринимать художественный текст как произведение искусства,
«послание» автора читателю, современнику и потомку,
٧
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения,
٧
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,
٧
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями,
٧
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному,

٧
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах,
٧
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах,
٧
работать с разными источниками информации и владеть основными
способами ее обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
٧
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста,
٧
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию.
٧
сопоставлять
«чужие»
тексты
интерпретирующего
характера,
аргументированно оценивать их,
٧
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств,
٧
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств,
٧
сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа,
٧
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
2. Содержание курса
5 класс
Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное
завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул,
форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор,
наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа
фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в
фольклоре.Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,
приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Фольклор. Устное народное творчество (развитие
представлений).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных,
волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое
содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невестыволшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою,
недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность
жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы
Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животныепомощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного.
Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует,
зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними
мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной
сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои
сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок
(закрепление
представлений).
Постоянные
эпитеты.
Гипербола
(начальное
представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные
представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и
возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и
хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных
«Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Летопись (начальные представления).
Из литературы 18 века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни
писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов —
учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме.
Юмор стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы
(начальные представления).
Из русской литературы 19 века. Русские басни. Жанр басни. Истоки
басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века:А. П.
Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной
деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние
пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» —
отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека.
Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Басня (развитие представлений), аллегория (начальные
представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества,
Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки
Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и
фольклорной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти,
скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.«У лукоморья дуб зелёный...».
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и
событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях» — еёистоки (сопоставление с русскими народными
сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие
сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и
падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие
литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность
— красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных
героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Лирическое послание (начальные представления). Пролог
(начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное,
фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное
содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение
сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической
правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор,
красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке.
Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения,
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная
и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных
народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю
годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.
Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с
высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений),
метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало
литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на

хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание
светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь
перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни
(праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов
героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие
представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной
деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их
забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни
крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о
судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для
внеклассного чтения.)
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.
Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к
окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого
протеста крепостного человека.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой
(развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»
— радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи
как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и
Костылин — два разных характера, две разные судьбы, Жилин и Дина. Душевная
близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное
представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь
персонажей как средство их характеристики.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика
персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической
ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени
первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя

ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок);
А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору
учителя и учащихся).
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального
состояния, настроения.
Из литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное
родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и
сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как
поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного
чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного
героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной
семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного
города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.
Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела».
Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Портрет (развитие представлений). Композиция литературного
произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало
творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» —
поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности
поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны
мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и
сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб»,
«Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках
Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа
добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности
пьесы-сказки.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род
литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с

природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла,
смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего
мира.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Фантастика в литературном произведении (развитие
представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной
деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание,
находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Автобиографичность литературного произведения (начальные
представления).
«Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в
годы Великой Отечественной войны.К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на
лафете...» ; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой
Отечественной войне.
Произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»;
А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; ДонАминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ
России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворениях.
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и
сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя
во имя сохранения традиций предков.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные
приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость,
несгибаемость
перед жизненными обстоятельствами).
Гимн
неисчерпаемым
возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева».
Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке
Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды
(цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница)- Снежная королева и Герда —
противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика
персонажей.

Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба
мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома,
раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев
М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых ^
приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» — сказание о взрослении
подростка, ; вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.
Характер мальчика — смелость, мужество, изобрета- | тельность, смекалка, чувство
собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.
Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
6 класс
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.
Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения обрядового
фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная
мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой
и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском
киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
Из русской литературы 19 века
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.Басни «Листы и
Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в
достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика
мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник»-.вольнолюбивые
устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро».
Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное
восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация
как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы —
помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога,
тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание
домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести
покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица

вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и
герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование
романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции
повести.«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и
Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт
крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное
послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и
тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа
построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...»,
«Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения
темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (
начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное
отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.
Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и
несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих
противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных
деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны
коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет
коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку
завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение
прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее
утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир
истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность
поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога».
Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных
ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции
стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических
картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за
народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и
бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка

произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как
источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль
художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский.
«Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом
лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
Из русской литературы 20 века
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок».
Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая
реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев.
Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера
писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть
взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.
Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца».
Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел
всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой».
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные
проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и
самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности
использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».
Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная
стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная
щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие
понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,
«В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике
Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние
учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств
человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных
произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Зарубежная литература
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие)
Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов.
Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных
нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой,
отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой
природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся
устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его
реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и
Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская
сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота
восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для
внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
7 класс
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество. Предания. Поэтическая автобиография народа.
Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях.
«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного
труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи
Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость
пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие
представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение
как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.
Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные
представления). Летопись (развитие
представлений).
Из русской литературы XVIII века. М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её
творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в
изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I
и Карл ХII.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний
Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный
источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и
нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена вЧудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда
летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение
«маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в
повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи
повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая
нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный
облик Тараса Бульбы
и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого
товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и
природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос
повести
Теория литературы.
Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные
проблемы рассказа. Стихотворенияв прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской
женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие
понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и
вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов,
трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в
«Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его
чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское
решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Нравственный смысл рассказа.
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.
Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической
характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах
А.П.Чехова.(для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»,
А.К.Толстой.
«Край ты мой,
родимый
край…».И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы 20 века
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка
Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы
народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление).
Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение
к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира
лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о
ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности
человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и
внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В
прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные
ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в
лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические
проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной
роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило
нравственности человека
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин,
Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими
поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей
жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов
ХХ века
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл
сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности
художественной образности дагестанского поэта
Из зарубежной литературы
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и
своеобразие лирики Бернса
Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы
Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и
возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной
победе добра.
8 класс
Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа.
Устное народное творчество..Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические
песни. Исторические песни. Частушки. Особенности художественной формы фольклорных
произведений
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении
Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр древнерусской
литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).
Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение
ХVII века. Действительные и
вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности
поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как
жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальное представление).
Из литературы XVIII века
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема
воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении
Из литературы XIX века
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки,
просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое
изображение человеческих и общественных пороков
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра.
Образ Ермака Тимофеевича.
А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.
Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы,
отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…».
Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября».
Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и
автора.

«Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая
правда и
художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа. Гринёв:
жизненный путь героя. Формирование характера и взглядов героя. Швабрин - антигерой.
Маша Миронова – нравственная красота героини. Пугачёв и народное восстание в
произведении и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
Четыре встречи Пугачёва и Гринёва
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей
в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов,
символических и фантастических образов, эпилога
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении.
Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания
комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы
сатирического изображения чиновников. Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие
о « миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. Художественные
особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии.
Специфика гоголевской сатиры.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
Н.В.Гоголь. Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным
лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в
повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
М.Е.Салтыков – Щедрин.
«История одного города» (отрывок). Художественно –
политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на
бесправии народа Образы градоначальников. Средства создания комического в
произведении.
Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия
(начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество.
Защита беззащитных. Деталь как средство создания образа в рассказе
Л.Н.Толстой. «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе Главные
герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков
героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа
Теория литературы. Художественная деталь
Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета, А.Н.Майкова
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.
Теория литературы Психологизм художественной литературы.
Из литературы XX века
И.А.Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях.
Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и
счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
А.А.Блок. «Россия». Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ
России
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.
Понятие о драматической поэме
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических
событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного
чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев
М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для
самостоятельного чтения.
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема
честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский
характер образа Василия Тёркина
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство
А.Т.Твардовского в поэме.
Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как
элемент композиции (начальное представление).
А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах
солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Традиции в изображении
боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину:
М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов, Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти,
надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства
Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).
Из зарубежной литературы
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и
Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не
блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии
Ж. – Б.Мольер.
«Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

Д.Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои
и события. История, изображённая «домашним» образом.
9 класс
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.Шедевры родной литературы.
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой
читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы
последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы 18 века. Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский
пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление
Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям».Тема
несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные
интонации. «Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный
русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного
поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в
Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика
крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр
путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»,
Стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в
повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру
героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы 19 века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия,
проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море».Романтический
образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана».Жанр баллады в

творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны
и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и
вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»
— пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир
героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный
образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума».Обзор
содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое
звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции
комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов
классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К
Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я
вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир
европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность
гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая
история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман
в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки). «Моцарт и
Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два
типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их
нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие
понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени».Обзор
содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской
литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений»
(В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме
романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности,
чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор). «Мертвые души»— история
создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков —
«приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел
и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности
поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.
Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках
Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие
о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование,
дружеский смех (развитие представлений).
Александр
Николаевич Островский.
Слово о писателе.«Бедность не
порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном
мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы.
Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».Тип «петербургского
мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного,
склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и
смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность».Обзор содержания
автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его
стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его
средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом.
Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.
Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний
монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».Истинные и
ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького
человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку.
Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя
и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из русской литературы 20 века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи».Печальная история
любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце».История
создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека».Смысл
названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея
Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.
Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи
рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие
огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о
славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».
Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя
родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила
роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!»и другие
стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...»,
«Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки»,
«Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег
времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о
любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена»,
«Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных
тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние
строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о
природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и
песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства
выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся
приязнь заслужить...».Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств
разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе
человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими
лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери.
Слово о поэте.
«Божественная комедия»(фрагменты).
Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира),
аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от
заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание
мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический
(интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как
божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).
Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики
гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору
учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт),
сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося
века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет».
Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенностей эпохи Просвещения. «Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору
учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,
«Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй
части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и

композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,
динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения
Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.
«Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый
день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой
литературы. Гете и русская литература.Теория литературы. Философско-драматическая
поэма.

3. Тематическое планирование
5 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Из зарубежной литературы
Итого – 68 ч

Количество учебных часов
1
10
2
2
25
14
14

6 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Из зарубежной литературы
Итого – 68 ч

Количество учебных часов
1
4
1
1
37
16
8

7 класс
Раздел
Введение
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Итого – 34 ч

Количество учебных часов
1
5
2
16
5
5

8 класс
Раздел
Введение

Количество учебных часов
1

Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Из зарубежной литературы
Итого – 34 ч

1
1
1
15
10
5

9 класс
Раздел
Из древнерусской литературы
Из русской литературы 18 века
Из русской литературы 19 века
Из русской литературы 20 века
Из зарубежной литературы
Итого – 66 ч

Количество учебных часов
2
7
36
17
4


Наверх

Дистанционные формы поддержки обучающихся с ОВЗ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР.pdf (скачать)
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения детей с ТНР.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».