РП русский язык 5-9

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИННИЦКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждено приказом
директора № 129
от «31» августа 2021 г.

Русский язык
рабочая программа
для 5-9 классов
(приложение к основной образовательной программе
основного общего образования)

Авторы-составители:
учителя русского языка
и литературы
Радаева С.А.,
Маймистова С.Н.

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов класса разработана на основе
федерального государственного стандарта общего образования (Примерные программы
основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты
второго поколения), Программы по русскому (родному) языку, 5—9 классы, авторы
программы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.
(«Рабочие программы. Русский язык. 5–9 классы», сост. Е. И. Харитонова , М.: «Дрофа».2012)
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся,
получающих образование по УМК следующих авторов:
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский
язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский
язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. И др. Русский
язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Р а з у м о в с к а я М. М., Л ь в о в а С. И., К а п и н о с В. И., Л ь в о в В. В. Русский язык.
9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования.
Предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, программа имеет
особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего
среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями
обучаемых.
Цели обучения русскому языку:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников,
включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка

в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Личностные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
- Понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей
русского народа.
- Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
- Оценивать свои и чужие поступки.
6 класс:
Ученик научится:
- Понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей
русского народа.
- Уважительно относиться к родному языку, испытывать гордость за него.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
7 класс:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
8 класс
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.

- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность
инициативу, ответственность, причины неудач.
9 класс
Ученик научится:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.
- Проявлять готовность к самообразованию.
Ученик получит возможность научиться:
- Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
- Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью.
- Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения,
считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре,
дискуссии, доверие к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
6 класс
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что
я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности ( «что сделано») и пооперационный
контроль ( «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
7 класс
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:

- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
8 класс
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
9 класс
Ученик научится:
- Основам прогонозирования.
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- Волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
Познавательные универсальные учебные действия
5 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным
основания (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
6 класс
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
7 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в
учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений
разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
8 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные,
цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом
пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в
том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания
объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
9 класс
Ученик научится:
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
(например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены;
подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные)
для решения учебных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5 класс
- Восприятие высказывания.
Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания
читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля,
правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское
отношение к предмету речи.
- Анализ текста.
Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или
основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание
предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые
средства, характерные для данного стиля.
- Воспроизведение текста.
Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие
повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При
подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую
структуру и характерные для исходного текста языковые средства.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по
данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на
темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и
рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё
отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.
- Совершенствование текста.
Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения
последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст,
вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы
рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
6 класс
- Чтение и аудирование.
Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной
информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов
учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий,
классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая

объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную
информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах
товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных
схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
- Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного
и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с
описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить
информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение,
проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных
абзацах текста способы и средства связи предложений.
- Воспроизведение текста.
Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного
повествования. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его
содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в
тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и
письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с
описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения
типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
- Создание текста.
Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом
стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять
сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные
типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи
предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в
них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое
информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче)
двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге
(сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и
его обоснованием; строить устное определение научного понятия.
- Совершенствование текста.
Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и
письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное
употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
7 класс
- Чтение и аудирование.
Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету,
ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по
ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации
переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание
прочитанного в виде тезисов.Слушать информационные теле- и радиопередачи с
установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
- Анализ текста.
Определять стиль речи; находить в текс- те языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в
предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте;

определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым
значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные
языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять
целесообразность их соединения в данном тексте.
- Воспроизведение текста.
Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие
описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в
изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные
языковые и речевые средства.
- Создание текста.
Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности
людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и
передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий,
прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды,
отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью
фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная
ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания
художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к
предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания
внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по
данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта
учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на моральноэтическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные
аннотации.
- Совершенствование текста.
С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи,
используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей
выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов
экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
8 класс
- Анализ текста.
Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в
тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой
повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном
жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства
воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста:
содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический —
включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для
данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля,
типа речи.
- Воспроизведение текста.
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём
проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не
совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты
указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

- Создание текста.
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой
перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо
интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке
(литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
- Совершенствование написанного.
Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств
коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя
характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и
фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения
(парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму
изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие,
перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и
противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
9 класс
- Восприятие высказывания.
При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к
той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект,
просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по
радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать
замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки
и речевые недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация
общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
- Анализ текста.
Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и
средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые
средства, характерные для изученных стилей речи.
- Воспроизведение текста.
Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя
композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
- Создание текста.
Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на
свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем
или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную
мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и
систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую
структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи). Строить устные высказывания,
ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать
сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов
речи. Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на
лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых
занятий.
- Совершенствование написанного.

Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления
от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности,
завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения,
абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или
неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями:
лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и
грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения
предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с
придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи,
добиваться целесообразного выбора языковых средств.
Предметные результаты обучения
5 класс
п о ф о н е т и к е и г р а ф и к е: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать
ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить
названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями,
последовательно употреблять букву ё;
п о о р ф о э п и и: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе
слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи,
лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к
словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе
смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать различия в значении
однокоренных слов, вносимые приставка- ми и суффиксами; по типичным суффиксам и
окончанию определять изученные части речи и их формы; опознавать изученные способы
словообразования в ясных случаях (при- ставочный, суффиксальный, сложение);
п о м о р ф о л о г и и: различать части речи; знать и вер- но указывать морфологические
признаки глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти
части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
п о о р ф о г р а ф и и: понимать значение письма и правописания для жизни людей;
замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на
письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку);
о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-//
-лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые при- ставки (в-, на-, с- и т. д.),
приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//
ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания
существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть
способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания
жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ—ь, букву ь
после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
п о с и н т а к с и с у: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и
зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или
отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять

простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно
правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а
также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в
предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения;
выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим
и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном
падеже.
6 класс
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова;
употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим
словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: употреблять слова (термины, профессиональные,
заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и
задач общения; избегать засорения речи иноязычными слова- ми; толковать лексическое
значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; свободно пользоваться
различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов);
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: выделять морфемы на основе
словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять
словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные
способы
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
бессуффиксный,
приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
п о м о р ф о л о г и и: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять
формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении
орфографических задач);
п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание
слов; правильно писать слава, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6
классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых
отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе;
правильно строить и про- износить предложения с причастными и деепричастными
оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
7 класс
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: объяснять значение слова, его
написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и
типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования
(приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение
разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: свободно пользоваться лексическими словарями
разных видов;

п о м о р ф о л о г ии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей
речи и систему формоизменения;
п о о р ф о г р а ф и и: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их
правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно
пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: определять синтаксическую роль частей речи; различать и
правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными
союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
п о п у н к т у а ц и и: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе
изученного в 5—7 классах.
8 класс
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный
анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов
разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики,
правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми
орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов;
различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения
в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять
предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно
строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в
тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной; интонационно
правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных
синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать
постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе
пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
9 класс
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов общественно-политической
и морально-этической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться
лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: владеть приёмом разбора слова по
составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать

значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными
элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и
словообразовательным словарями; опознавать
основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный
приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной
части речи в другую;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы;
соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах
орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с
непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться
орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
п о п у н к т у а ц и и: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
О ЯЗЫКЕ. Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни
человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском
языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.
Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность).
Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника,
мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная,
диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.
Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки
текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная
законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы,
план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка.
Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста.
С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и
книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и
художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой
используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция,
характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста:
изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство,
оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения
«данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в
целом тексте.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА. Предмет изучения фонетики. Звуки речи.
Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и

безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные
согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и
безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм.
Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения
графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное
использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой
практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения
орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и
согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—
щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в
конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его
использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА. Предмет изучения морфемики. Морфема как
минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов.
Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема,
образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ. Предмет изучения морфологии.
Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные
признаки. Склонение и спряжение. Служебные части речи.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС. Предмет изучения синтаксиса и
пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение
как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели
высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в
предложении.
Логическое
ударение.
Предложения
распространённые
и
нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым,
выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными
членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными
членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при
обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные
предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и
сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед
союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и
перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на
письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное
определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных,
вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в
предложениях с однородными членами. Наблюдение за использованием в
художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих
образность и эмоциональность речи.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. Предмет изучения лексики. Слово
и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова:
краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов.
Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его
использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного
строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное
значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:
метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.
Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование
слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме
образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при
образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов
определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как
новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с.
Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в
корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова,
имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы).
Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные
функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся
лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и 11 уместное употребление слов в речи в
соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.
Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов.
Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов,
омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений,
эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая
функция лексического повтора.
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы
образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы.
Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с
чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение
глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных
окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное
наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение,
образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных
типов. Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное
произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте
одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах
(наблюдение и анализ ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая
функция видовременных форм.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Имя существительное как часть речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная
форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления
при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания
не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы
при написании имён существительных.
Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён
существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму
только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён
существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание
безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в
речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде
со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение
родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок;
группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах
(типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр,
обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в
художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён
существительных со значением «целое и его части».
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Имя прилагательное как часть речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная
форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён
прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и
притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении.
Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения
имён прилагательных: 12 положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён
прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие
навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи.
Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна),
прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний,
искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и
превосходной степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён
прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных.
Употребление прилагательных в переносном значении.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
6 класс
О ЯЗЫКЕ. Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи
(разговорного и художественного).
Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы
связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль

повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический
приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача
общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи
фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий),
структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля
композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния
окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждениеобъяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и
«нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5
КЛАССЕ)
ПРАВОПИСАНИЕ. Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь;
орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с
глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце
предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения,
при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после
слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим
словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в
именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ,
ПРАВОПИСАНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ. Морфология и
синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их
общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое
слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и
прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов.
Основные способы 13 образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным
присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой
принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные
словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов.
Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в
именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание
приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.Выдающиеся лингвисты: Л. В.
Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное
употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за
употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной
речи.
МОРФОЛОГИЯ
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Причастие как особая форма глагола: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие

страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки
препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов
действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий.
Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом.Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи.
Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически
правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей.
Текстообразующая функция деепричастных оборотов.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Имя числительное как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые,
сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые,
собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы
употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических
норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в
речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное
согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами
существительными. Правильное произношение имён числительных.
МЕСТОИМЕНИЕ. Местоимение как часть речи: особенности значения,
морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение,
изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных
местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся
лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой
точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение
употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление
местоимений для связи предложений в тексте.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки). Выдающиеся лингвисты:
Д. Н. Ушаков.
7 класс
О ЯЗЫКЕ. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования
современного русского языка.
РЕЧЬ. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение
представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста;
средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением
места и времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные
языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное
сообщение.
Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека,
рассуждения-размышления.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ. Звуковая сторона речи:
звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование
знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая
система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы.
Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание
суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
НАРЕЧИЕ. Наречие как часть речи: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий:
положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с
наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий;
употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории
состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ).
Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение
орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения
необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи.
Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных
наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ. Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и
составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи.
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия
на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ. Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.
Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа
зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура
речи. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА. Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и
модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем
речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как
средством выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА. Общее понятие о
междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу
эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи.
Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ. Семантикограмматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему,

ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать —
обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.
Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки)
8 класс
Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков.
Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного. Буквы Н-НН в
суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание
НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса.
Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ
других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и
соотносимых с ними словоформ других частей речи. Входной диктант с лексикограмматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»
Раздел III. Словосочетание и предложение. Словосочетание. Предложение.
Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное
согласование главных членов предложения. Контрольная работа по теме «Главные члены
предложения и способы их выражения»
Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение.
Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.
Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».
Раздел V. Односоставное простое предложение. Виды односоставных предложений.
Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенноличное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.Контрольная
работа по теме «Односоставные предложения»
Раздел VI. Неполное предложение. Понятие неполного предложения. Оформление
неполных предложений на письме.
Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами.
Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными
предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при
однородных членах предложения. Контрольная работа по теме: «Предложения с
однородными членами».
Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами. Обращение. Понятие
водности как речевой категории. Вставные конструкции. Проверочная работа по теме
«Предложения с вводными словами и обращениями».
Раздел IX. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления
второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения. Проверочная работа по
теме «Обособленные определения и приложения». Контрольный диктант по теме
«Предложения с обособленными членами».
Раздел X. Прямая речь. Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой
речи косвенной. Цитаты и их обозначение. Проверочная работа по теме «Прямая и
косвенная речь»
Раздел XI. Развитие речи. Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи;
средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по

рассказу Б.Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи
предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине.
Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение с грамматическим заданием по
картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Изложение «Что значит быть
воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк:
представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем.
Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая
игра «Мы делаем газету» Контрольная работа. Сочинение в жанре портретного очерка.
9 класс
О ЯЗЫКЕ. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире.
РЕЧЬ. Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста;
расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей
речи.
С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык
художественного произведения.
Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их
строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра,
типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная
форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ. Основные единицы языка и их
особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и
грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и
синтаксические признаки. Основные правила правописания.
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложное предложение и его признаки. Сложные
предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений:
сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н.
Овсянико-Куликовский.
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Строение сложносочинённого предложения
и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные,
разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями
сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого
предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика
сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности
сложносочинённого предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Строение
сложноподчинённого
предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в
сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений:
определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия
и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место
придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими

придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов,
Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок,
связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных
союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого
предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного
вида в разных типах речи.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Смысловые отношения между простыми
предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного
сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура
речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и
сложных предложений с союзами и без союзов.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. Сложное предложение с
разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура
речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное
их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности
сложного предложения с разными видами связи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Раздел
О языке
Повторение изученного в начальной
Фонетика. Орфоэпия. Графика
Письмо. Орфография
Слово и его строение. Морфемика
Слово как часть речи. Морфология
Фонетика и орфоэпия
Лексика. Словообразование. Орфография
Синтаксис и пунктуация
Глагол
Имя существительное
Имя прилагательное
Уроки повторения и закрепления
Итого – 136 ч

Количество учебных часов
1
школе. 5
13
2
6
6
18
29
22
22
10
2

6 класс
Раздел
О языке
Речь
Части речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Причастие и деепричастие
Имя числительное
Местоимение
Уроки повторения и закрепления

Количество учебных часов
1
18
24
13
14
48
15
19
18

Итого – 170 ч
7 класс
Раздел
О языке
Речь. Словообразование. Фонетика
Закрепление изученного в 6 классе
Наречие
Предлог
Союз
Частица
Междометия и звукоподражательные слова
Уроки повторения и закрепления
Итого – 136 ч

Количество учебных часов
2
12
36
27
7
13
19
9
11

8 класс
Раздел
Введение
Закрепление ранее изученного
Словосочетание и предложение
Двусоставное
предложение.
Главные
и
второстепенные члены предложения
Односоставное простое предложение
Неполное предложение
Простое осложненное предложение. Предложение
с однородными членами
Предложения с обращениями и вводными словами
Предложения с обособленными членами
Прямая речь
Уроки повторения
Итого – 102 ч

Количество учебных часов
1
17
4
11
10
3
11
8
26
8
3

9 класс
Раздел
О языке
Речь. Повторение
Сложное предложение. ССП
СПП
Синтаксис сложного предложения
БСП
Предложения с разными видами связи
Уроки повторения и закрепления изученного
Итого – 99 ч

Количество учебных часов
2
13
16
30
9
9
8
12


Наверх

Дистанционные формы поддержки обучающихся с ОВЗ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР.pdf (скачать)
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения детей с ТНР.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».